Опыт народной педагогики
Дагестанская народная педагогика – это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами, населяющими нашу многонациональную республику. За много веков они накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали великолепные обычаи, традиции, аккумулировавшие творческий опыт масс, а также формы, методы и приемы воспитания человека.
«Будь человеком!» – такое короткое, но ёмкое требование выдвигают перед ребёнком, как только он начинает понимать суть проиходящего. Слово «человек» у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий, как «гуманность», «порядочность», «человечность». Этим народ, можно сказать заложил стержневую основу педагогики, гордое имя «человек» сделал ключом воспитательного процесса.
По сути объединив важнейшие педагогические требования к человеку, народ назвал их «законом гор». Закон требует верности родине и народу, мужества и честности в борьбе и труде.
Понятие «труд» у народов Дагестана связано с деятельностью земледельца, животновода, ремесленника. «Знания, полученные в детскую пору, – высеченное на камне изображение», – говорят дагестанцы. Поэтому начинают трудовое воспитание очень рано, примерно в 3 года. Именно в этом возрасте у детей проявляются первые трудовые стремления: одни, повторяя действия взрослых, стремятся подмести, вымыть посуду, накрыть стол, другие, желая смастерить задуманное, тянутся к отцовским инструментам: ножовке, молотку и т. д.
Значительное воздействие на сознание детей раннего возраста оказывает положительный энтузиазм родителей в личном труде, доброе их отношение друг к другу. В ответах на анкетный вопрос: «За что ты любишь отца?» – многие дети отмечают такие его действия, как помощь матери по хозяйству, умение выполнять различную работу, беседовать на волнующие детей темы.
Представление о труде, о трудовом поведении, необходимых взаимоотношениях с тружениками в народной педагогике расширяются путем вовлечения детей в обслуживающий труд: умение ухаживать за собой и своей одеждой; поддерживать порядок в доме, во дворе; присматривать за малолетними детьми в семье и т. п.
Слово «человек» у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий, как «гуманность», «порядочность», «человечность». Этим народ, можно сказать, заложил стержневую основу педагогики, гордое имя «человек» сделал ключом воспитательного процесса
В процессе становления и развития народная педагогика нашла весьма эффективные формы воспитания детей по оказанию взаимопомощи. Взаимопомощь характеризуется тем, что, включаясь в нее, люди сознательно стремятся к добру, оказывают безвозмездную помощь, моральную и материальную поддержку. Есть тут формы и методы морального стимулирования детского труда. Так, во время работы в поле детей заинтересовывают рассказами о разновидностях съедобных и целебных трав, показывают места их произрастания, знакомят с методами их сбора и применения.
В народной педагогике создан глубоко осмысленный педагогический канал передачи детям примерных трудовых навыков. Например, когда отец плетет корзину, ребенок подает прутья и учится секрету мастеров, когда мать выпекает хлеб, дочь подкладывает хворост. Всё это исключает появление у детей признаков лени, способствует рождению трудолюбия, вырабатывает навыки хозяйственной и общественно полезной деятельности.
Особого внимания заслуживает тщательно осмысленный процесс развития в детях чувства уважения к продуктам труда, и в первую очередь к хлебу. Он начинается с раннего детства: малышу внушают, что нельзя есть на ходу или стоя, только сидя, нельзя играть с хлебом в руках. Детей постарше учат правильно резать хлеб, бережно класть его на стол, заворачивать в скатерть, держать всегда вверх «лицом». «Хлеб – это добро (баракат), и к нему следует относиться бережно», – напоминают взрослые.
Физическое совершенство – это то, чем объяснялось преимущество дагестанцев в трудовых и боевых действиях. От степени физической подготовленности, от умения разумно использовать физические качества организма во многом зависело существование горца. Во время охоты, в бою и отчасти в труде плохое физическое развитие таило в себе угрозу смерти. Осознание этого привело горцев к постоянному физическому совершенствованию, к выработке в детях сызмальства жизненно важных в горах физических качеств: силы, выносливости, подвижности. В горах никто не хочет показать слабость, трусость, бессилие, беспомощность.
Детей с малых лет вовлекают в посильный труд, игры, национальную борьбу, обучают бороться с ровесниками, лазать по горам и многому другому, так как горцы ценят в человеке хорошую осанку, подвижность, изящество и благородство движений. Народная педагогика признаёт только физические качества, направленные на пользу общества, оказание помощи соседям, попавшему в беду, престарелым, защиту менее слабых, чести стариков, женщин, семьи.
Краеугольным камнем всей системы народного воспитания выступает нравственное воспитание. Мудрецы говорят: «Ученым стать проще, быть человеком гораздо труднее». Любая деятельность человека, любое проявление его интеллектуальных и физических качеств оцениваются в народе таким нравственным понятием, как «честь», «совесть», «достоинство», «заветы дедов», «доблесть», «благородство». Цель и задачи нравственного воспитания – в формировании у детей необходимых моральных качеств: гуманизма, честности и правдивости, скромности, справедливости, трудолюбия, коллективизма, мужества, стойкости, преданности народу и родине. Наиболее ярко народные представления о нравственности выражены в народных пословицах: «Родина – мать, а чужбина – мачеха» (лак.), «Дерево ценится плодами, человек трудами» (авар.).
Народная педагогика Дагестана сконцентрировала в себе ценнейший опыт формирования у подрастающих поколений патриотических чувств, знаний и навыков. Степень патриотического становления личности определяется тем, как человек, в соответствии с общественными требованиями к его возрасту, традиционно правильно строит своё отношение к матери, семье, родственникам, соседям, аулу (джамаату), родине.
Народ приметил, что искренние патриотические чувства человека зависят прежде всего от того, насколько всесторонне человек сознает сам себя, ценит свое человеческое достоинство, свое место в обществе. Отсюда приоритет самооценки человека: «Кто себе не полезен, и для другого бесполезен» (авар.).
Не менее значимо в народной педагогике отношение человека к матери. Не случайно народ считает мать началом всех начал («Мать выше всех»; «Всю жизнь день и ночь трудись – труд матери не возместишь» (дарг.), «Чтобы сын оплатил матери свое рождение, он должен семь раз отнести ее на своих плечах в Мекку и обратно» (общедаг.). Неспроста понятие «родина» сливается с именем матери в единое целое («Кто не любит родную мать, тот не любит и родину», «От неуважения матери до предательства – один шаг»).
Весьма важное значение имеет в народе отношение человека к родному аулу и его джамаату. Осознав свою причастность к конкретному обществу родного аула – джамаату, человек крепче привязывается к своему родному народу. Крепость связей горца с родиной и народом подтверждают и такие крылатые выражения дагестанцев: «Каждая птица свое гнездо любит», «Человек без родины что соловей без песни».
У народов Дагестана среди форм общественного воспитания наиболее устойчивое место занимает годекан. Педагогическая значимость годекана в том, что он формирует общность интересов, коллективизм, товарищество, теснее сплачивает людей и наглядно демонстрирует подрастающему поколению силу и единство народных масс.
Каждый сельский джамаат, каждая семья ответственны за поведение человека на годекане. Действенным показателем такой ответственности считается внушение детям с ранних лет того, что годекан – это место, где из суммы частных мнений вызревает разумное общественное мнение, где совместными усилиями мудрейших готовятся ответы на возникшие вопросы, решаются частные и общие проблемы, где на тебя смотрят, за тобой наблюдают, тебя оценивают десятки глаз, где следует строго соблюдать общепринятые нравственные нормы.
Еще одним не менее важным средством народной педагогики являются игры. Народные игры – это отражение действительной жизни наших отцов, дедов, прадедов, это особый вид исторически сложившейся педагогической деятельности народа. Различные исторические, социально-экономические и географические условия жизни и деятельности плюс глубокое осознание роли игры в практике формирования личности человека привели к тому, что у каждого народа возникли свои сугубо национальные игры и игрушки.
В воспитании человека важное место принадлежит музыке, она сопровождает его всю жизнь – от самого рождения до смерти. С молоком матери впитывает ребенок нежные колыбельные песни. Музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность, влиять на его отношение к миру, людям, труду. Не случайно народная мудрость гласит: «Человек, который поёт, танцует или играет, не совершит зла».
Педагогическое значение народных песен и музыки заключается в том, что они прививают воспитуемым чувства, необходимые человеку в колыбели (колыбельные песни), в раннем детстве (детские песни), на отдыхе и в игре (игровые песни, частушки, шуточные песни), в труде и быту, при защите родины (песни героев, песни-
призывы) в любви и дружбе (песни о любви).
В условиях нашей многонациональной республики исторический опыт народной педагогики более тридцати трех коренных народов Дагестана требует пристального внимания в процессе воспитания и обучения детей. Максимальный учет местных условий, национальной специфики воспитания предполагает возрождение народных форм и методов формирования личности. Педагоги и воспитатели всех уровней образования (дошкольного, общеобразовательного, дополнительного) должны использовать в воспитании детей народные колыбельные песни, потешки, пестушки, детские игры, сказки, знакомящие детей с основами национальной этики, морали, с оценкой поведения человека-труженика, человека-друга, человека – воина и защитника. Уроки национальной музыки, народной игры, детский посильный труд должны стать привычной естественной средой использования простейших форм и методов народной педагогики, привития детям чувства любви к родному народу, его духовной и материальной культуре.