Опыт народной педагогики
Год 2023 объявлен Годом педагога и наставника, важнейшей целью которого является создание молодому педагогу оптимальных условий для профессионального развития, а для наставника – умение достойно оценить профессиональный уровень молодого педагога, оказать ему методическую помощь, определить, насколько тот подготовлен к исполнению своих трудовых обязанностей, и при необходимости помочь с этим.
Такая установка требует максимально пристального внимания к этнокультурной подготовке как самого педагога, так и его наставника, призванного быть по профессионализму на голову выше самого педагога. Особую актуальность это приобретает в условиях деформации нравственных устоев общества, когда невероятно низко упал престиж образования среди подавляющего большинства молодежи. Педагогу, наставнику, воспитателю, родителю, да и любому взрослому человеку, ожидающему от своей педагогической деятельности каких-либо позитивных результатов, важно прежде всего опереться на веками апробированный, поколениями сохраненный и переданный по наследству прогрессивный опыт народной педагогики.
Народная педагогика – это многовековое достояние около 40 народов, народностей и этнических групп нашей республики, сконцентрировавшее в себе единые общедагестанские взгляды, убеждения, идеалы, правила и нормы, традиции и обычаи, позволяющие объективно оценивать критерии обучения и обученности, воспитания и воспитанности, образования и образованности человека.
Важно понимать, что образование, не учитывающее существующее этническое самосознание и своеобразие, не может быть современным, более того, такое образование не является и профессиональным, поскольку выстраивается в отрыве от педагогической культуры народа. В России – полиэтнической стране – педагогика как подлинно демократический феномен не может функционировать созидательно без этнопедагогики. А это требует максимального внимания и непременного сохранения в учебных планах предметов этнокультурной направленности: «Мировая культура», «Отечественная культура», «Культура и традиции народов Дагестана» и «Русская национальная культура» «Культура этноса». Отсюда потребность в педагогических кадрах, способных опираться в своей работе на традиции народной педагогики, ее воспитательную практику, на осмысление, понимание и применение в обучении и воспитании традиционных общечеловеческих ценностей.
Между тем в этнокультурной подготовке педагогов и наставников сегодня существуют трудности, в частности связанные с потребностью использования этнокультурного наследия народа в подготовке кадров для общеобразовательных организаций и отсутствием четкого соотношения народной и научной педагогики в рамках этой подготовки.
Существующая теории и практика в целом не учитывают еще, что содержание этнокультурной подготовки должно включать в себя подготовку студента к полиэтнической реальности; осознание себя и своей национальной культуры через понимание значимости других этнических культур; обеспечение возможности самореализации будущего специалиста в области образования независимо от его национальной, языковой и культурной принадлежности.
Пути решения данной проблемы следует видеть в том, чтобы этнокультурную подготовку студентов в области образования рассматривать как основу их профессиональной подготовки. Её важно рассматривать не как дополнение к имеющемуся содержанию профессиональной подготовки студентов, а как равноправное взаимодействие этнокультуры, этнопедагогики и научной педагогики как основы профессионального становления будущего специалиста.
Живительная сила народной мудрости лучше раскрывается через наглядный пример, показ определенных практических навыков. Любой педагогический прием в этнопедагогике следует рассматривать только через «очеловечивание» каждого жеста, взгляда. Необходимое условие – овладение студентами важнейшими навыками культуры как родной, так и русской речи (тон, темп, ритм, выразительность).
Именно этнокультуризация и этнопедагогизация современного педагогического образования выступает необходимым условием понимания будущими педагогами своих учеников и воспитанников, их занятия в качестве педагога или его наставника для оптимальной реализации приобретенного в вузе профессионального потенциала в эффективном воспитании учащихся на традиционных духовно-нравственных ценностях.