Оставаться современным и эффективным
В наши дни сложно назвать профессию педагога популярной, конкурентной. Скорее наоборот: в профессию сейчас нередко идут те, кто просто не нашел себе другого применения. И. о. ректора Дагестанского института развития образования (ДИРО) Гульнара Ахмедова (на снимке) объясняет причины такого положения вещей и рассказывает, как возглавляемый ею институт, ответственный за повышение квалификации педагогов, постоянно совершенствуется и сам, чтобы оставаться современным и эффективным.
– Гульнара Ахмедовна, сколько педагогов в республике ежегодно проходят курсы повышения квалификации в ДИРО?
– Более 10 тысяч. Около 6 тысяч из них прошли курсы по различным программам Центра непрерывного повышения профмастерства.
– Кто и как определяет, что педагогу нужно повысить свою квалификацию?
– Это определяет исключительно сам педагог, как и частоту, периодичность курсов. А условия для его профессионального роста создает работодатель. Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки требуют мобильности и гибкости системы повышения квалификации, чтобы она отвечала запросам самих педагогов и их работодателей. Необходима постоянная переориентация методической работы с учетом специфики этих запросов. Обновляемые Федеральные государственные стандарты образования (ФГОС) диктуют необходимость постоянного и непрерывного роста мастерства педагогов. Академичность, которой, откровенно говоря, очень много в сфере повышения квалификации педагогических работников, в основном обеспечивает лишь соблюдение их прав на получение дополнительного профессионального образования не реже одного раза в три года. Но при этом недостаточно учитывает запросы педагогов относительно содержания повышения квалификации.
– Как контролируется получение и применение этих знаний?
– Качество полученных или усовершенствованных компетенций в учреждениях дополнительного профессионального образования контролируется внутренней системой оценки. Хотя качество учебных результатов – это отсроченный результат. Он должен повлиять на многие составляющие качества образования, в том числе на результаты обучающихся и на мотивацию педагога к самосовершенствованию.
– Уровень подготовки педагогов в каждой отдельно взятой школе как-то замеряется?
– Диагностика проста. При записи в школу родители первоклассников просят директора сделать так, чтобы его ребенок попал к конкретному педагогу… По итогу, многие классы просто переполнены. А потом эти педагоги востребованы и как репетиторы. Квоты же на повышение квалификации педагогов конкретных школ или районов определяются потребностями муниципалитета и требованиями курирующих министерств. Например, сейчас, кроме тех квот, которые определены муниципалитетами, мы должны подготовить к переходу на обновленные ФГОС всех учителей, к которым придут учащиеся первого класса, и всех предметников, кто начнет работать с пятым классом. Этот переход будет поэтапным, но начнется он именно с них. А затем, постепенно к переходу должны быть подготовлены и другие педагоги.
– На каком месте находится Дагестан по уровню подготовки педагогов?
– Этот показатель измеряется востребованностью выпускников педагогических вузов и колледжей на рынке труда. Учитывая политические потрясения, которые переживал флагман педагогической науки нашей республики – ДГПУ – все эти годы (частая смена руководства, застой, проблемы в организации учебного процесса и многие другие), дефицит педагогических кадров в республике и отсутствие конкуренции среди них, наверное, о каком-то измерителе говорить пока рано.
– Повышают ли зарплату педагогам, которые прошли курсы повышения квалификации?
– Это решает работодатель. Но, безусловно, педагог, повысивший свой профессиональный уровень и добившийся хороших результатов, может претендовать на различные стимулы – как материальные, так и нематериальные.
– А есть знания, качество которых институт не может повысить или которые доступны только на платной основе?
– Нет. Если мы не можем обеспечить высокий уровень курсов своими силами по той или иной программе, то достигаем этого за счет привлечения специалистов профильных вузов, других институтов развития образования и академии Минпросвещения. В этом году для большого числа педагогов, работающих с выпускными классами, были организованы курсы Национального института качества образования, где лекторами были ведущие специалисты, разработчики контрольно-измерительных материалов (КИМ). В своих курсах сделали акцент на всех нововведениях в КИМ ГИА-2022.
– Проходят ли повышение квалификации сами работники ДИРО?
– Конечно. Мы стараемся обучать своих специалистов. Сейчас в наших планах стажировки руководящих работников и курсы на базе академии Минпросвещения, Высшей школы экономики, Федерального института педагогических измерений, Федерального центра тестирования и др.
– ДИРО недавно пережил изменения в своей структуре. С чем они были связаны?
– Изменения продиктованы трендами развития системы дополнительного образования и привели к объединению ДИРО, Центра оценки качества образования и Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Объединение этих центров произойдет с сохранением за ними тех основных функций, которые они выполнили.
Тренды, о которых я сказала, были определены на стратегической форсайт-сессии, организованной Министерством образования и науки РД. Инновационный характер намеченных реформ требует серьезных изменений и в работе ДИРО. Мы должны изменить подходы к системе дополнительного профессионального образования, отойти от формального повышения квалификации педагога один раз в три года, восполнить пробелы в навыках и умениях учителей и руководителей образовательных учреждений. А пробелы эти образуются в результате происходящих изменений в технологиях, профессиональных методах и методиках, нормативно-правовой базе. Перемены требуют от института создания новых структур и подразделений, которые будут заниматься не только оказанием методической помощи и повышением квалификации, но и обновлением содержания образовательных программ, стратегическим планированием, исследованиями и инновациями в области образования, дистанционного обучения, цифровизации, развития функциональной грамотности. Мы должны создать новую образовательную среду, мотивирующую педагога на активное обучение, непрерывное развитие.
– Далеко не всем учителям по душе формат проведения аттестации.
– Изменение формата диктовалось требованиями времени. В последние годы вокруг аттестации на установление квалификационной категории ходило много разных слухов. Задача изменить формат ее проведения была поставлена еще прошлым руководством министерства. После знакомства с опытом многих других регионов, консультаций с федеральными кураторами был предложен вариант, предполагающий дистанционное заполнение электронного портфолио с последующей интеграцией системы аттестации на портале Госуслуг. Также по желанию педагогический работник имеет возможность добрать баллы при прохождении электронного тестирования. Процедура аттестации призвана стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогов (по результатам тестирования они могут получить диагностику общепрофессиональных затруднений), направлена на развитие методологической культуры, профессиональный и личностный рост. Результаты аттестации определяют необходимость повышения квалификации педагогических работников и выявляют перспективы использования их потенциальных возможностей.