От аспиранта до ректора
- А вы что окончили? – поинтересовался собеседник, словно предваряя долгий разговор.
– Журфак ДГУ.
– О как! – оживился он. – А в каком году?
– В 2009-м. Поступал еще при вас, Омар Алиевич.
На какое-то время профессор Омаров, прошедший все ступени роста в родном университете – от аспиранта до ректора, – погрузился в воспоминания.
— Как вам живется на заслуженном отдыхе, чем занимаетесь? – первым прерываю молчание.
– Свободного времени не так много, ведь я уже на протяжении многих лет заведую кафедрой физической электроники ДГУ, являюсь также директором Института национальных проблем в образовании Российской академии образования. Ну и наукой занимаюсь, собираемся в скором времени провести конференцию. Есть неплохие наработки у нас. Мой учитель и друг Анри Амбросович Рухадзе (к сожалению, в марте этого года он скончался) был очень талантливым физиком, и вместе с ним мы фактически предложили создание импульсно-периодического термоядерного реактора. Чтобы завершить начатую работу, нужно закупить современное оборудование, а установка у нас есть.
— В общественной жизни республики тоже участвуете, наверное?
– Жизнь идет своим чередом, многое меняется со временем, и это нормально. Одни радуются выходу на пенсию, других, наоборот, отнюдь не прельщает перспектива отойти от дел. Но рано или поздно мы все должны уйти. Сначала на пенсию, а потом и на вечный покой. Таковы законы природы. Важно то, как ты прожил жизнь, чтобы авторитет среди близких и родных сохранился и коллектив всегда хорошо о тебе отзывался.
Как только ушел с ректорской должности, я оставил и депутатский пост. Мы охватывали практически весь психолого-педагогический цикл, проводили всероссийские конференции, проектировали и создали региональную инновационную систему непрерывного образования. Речь, если говорить простым языком, идет о процессе обучения, который начинается еще с детского сада и продолжается на протяжении всего жизненного цикла.
– Судя по всему, вы не любите менять устоявшееся течение жизни: окончив в 1961 году ДГУ, росли, развивались исключительно в его стенах.
– В советское время большинство людей шли по такой траектории. Была целенаправленная подготовка кадров, соответствующий отбор, и человек рос по административной линии. В период перестройки многое поменялось. Конечно, она была нужна, но не для того, чтобы все разрушить. Учился я хорошо, мне никогда никто не помогал. В то же время на моем пути встречались очень хорошие люди, глубоко порядочные и честные.
– Кадры по-прежнему решают все. Какие люди, по-вашему, необходимы сегодня Дагестану? Интересно узнать ваше мнение и по поводу процессов, происходящих в республике.
– Перемены в какой-то степени назрели. Скажу так: мне нравится Владимир Васильев, то, как он работает. Немногословный, грамотный политик, в нем нет напыщенности и помпезности. А что касается кадров… Для начала необходимо наладить производство, сделать так, чтобы заработали предприятия, которые занимались в том числе формированием современной научной мысли. Раньше был Дагпотребсоюз, определявший всю пищевую, сельскохозяйственную промышленность, консервные заводы были. Все это нужно восстанавливать, возрождать.
— Очередную реформу в российской системе образования, в частности, разделение Минобрнауки на два ведомства – Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки, как восприняли?
– Я не сторонник любого рода делений, разделений, переименований. Есть традиционные формы структуры власти, и их надо сохранять. Они должны из поколения в поколение идти и нормально функционировать. От названия ведь ничего не зависит. Вот у нас была хорошо зарекомендовавшая себя система образования, но на каком-то этапе мы стали активно перестраиваться, вводить ступени бакалавриата, магистратуры. Хотя старая система была понятна, хорошо зарекомендовала себя, о чем свидетельствуют достижения во многих научных направлениях, в освоении космоса. Ведь не просто так Конгресс США в свое время принял решение перейти на советскую образовательную систему. Американцы прекрасно понимали, что мы располагаем более обширной научной базой и научным потенциалом.
– Наша дагестанская научная школа в целом конкурентоспособна на фоне центральных вузов?
– Все системы образования подчинены единому Госстандарту. Не могут быть разные программы подготовки, к примеру, на факультетах физики ДГУ и МГУ. Но тут многое зависит от профессорско-преподавательского состава конкретного образовательного учреждения. Считается, что Дагестанский университет обладает в этом отношении серьезным научным потенциалом. И это действительно так. Прекрасный коллектив с должным отношением к науке, учебному процессу. Здесь много выдающихся личностей, которые не выпячивают себя, а спокойно работают во благо Дагестана и России.
– На какие вызовы необходимо отвечать вузам в настоящее время и на что ориентироваться будущему специалисту?
– Не должно быть такого, чтобы физики, математики стали не нужны и наблюдался крен в сторону гуманитарных, общественных наук. Пропорции надо соблюдать. Особенно это касается частных вузов, наплодивших армию выпускников преимущественно по одному профилю, не имея при этом ни материально-технической базы, ни преподавательского состава. А как их потом трудоустраивать, даже не задумываются. Надо понимать, что естественно-научный цикл специальностей отвечает за технический прогресс, за вектор развития того или иного государства, этноса в перспективе. Ну а студент будущего, если хочет быть полезным Отчизне и помогать своему народу, должен стремиться изучать соответствующее научное направление, освоить как можно больше знаний.