Купить PDF-версию
05:23 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
00:12 23.08.2016

От этого зависит будущее

В преддверии начала нового учебного года стоит поговорить об образовании, ведь эта сфера является определяющим вектором в развитии общества, экономики, культуры - всех сфер жизнедеятельности. Сегодня, вспоминая недавние времена, когда образование находилось в плачевном состоянии, осознаешь, сколь много было сделано за сравнительно короткий период.

Ушел в прошлое  унижающий достоинство Дагестана ЕГЭ-туризм, занимавший по показателям чуть ли не самые высокие места в российских регионах, а по качеству знаний демонстрировавший  такие низкие баллы, что вызывало громкие скандалы в российских вузах, а дагестанские выпускники оказывались в форс-мажорной ситуации. Никто не верил тогда, что республике удастся решить ситуацию с ЕГЭ. Но мы это сделали.

Почему напоминаю о ЕГЭ? Потому что это один из основных показателей устойчивости знаний. И,  переломив ситуацию, профильное министерство вместе с руководством республики, Главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым добились чистого, прозрачного ЕГЭ, изменив сознание и родителей, и учеников. Сегодня надо понимать, что многое зависит от позиции каждого. Чем активнее профильное министерство решает проблемы образования, тем больше убеждаешься в том, насколько сложное положение наблюдается в отрасли, сколько  возникает проблем не только в реализации ФГОСов, но и в решении вопросов образовательной инфраструктуры, третьей смены, ветхих школ…

Да, многое предстоит  реформировать в дагестанском образовании,  несмотря на то, что участие в госпрограмме РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» позволило модернизировать региональную систему общего, дошкольного образования. А по госпрограмме «Доступная среда» в 166 общеобразовательных организациях созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.

В рамках другой, не менее важной госпрограммы «Социальная поддержка граждан» обеспечены жильем  268 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  

Сложный финансовый год не сулит радужных перемен в ближайшее время. Крайне сложной остается ситуация с зарплатой педработников ДОУ. За три года не удалось достичь целевых показателей, предусмотренных в майских указах Президента РФ. Более 22 тысяч детей стоят в очереди в детсады, хотя участие негосударственного сектора позволило создать дополнительно около 26 тысяч мест.

Сегодня  и общее образование вызывает немало вопросов. Уменьшилось количество обучающихся в сельской местности и увеличилось число школьников в городах. Тем не менее в республике сохраняется 161 малокомплектная школа, а давно назревшую проблему перевода учащихся в школы-интернаты, где существует образовательная инфраструктура, решить пока не удалось. 

Активно обсуждается среди населения, педагогического сообщества вопрос с учебниками. Действительно, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» школы, формируя перечень учебников, определяют потребность в них и обеспечивают приобретение.

Однако в 2015 году в связи с ограниченностью республиканского  бюджетного финансирования муниципалитетам на приобретение учебников 1-5 классов было выделено только 50 процентов необходимых средств. Остальная часть учебников была предоставлена издательствами «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово» под гарантии Минобрнауки РД, но многие муниципалитеты до сих пор так и не рассчитались за учебники. Иначе как головотяпством это не назовешь.

Без сомнения, качество образования и оказываемых услуг должно стать системным. И это общая забота всех дагестанцев, а не только профильного министерства. Разработанная программа развития образования республики на 2016-2020 годы при  активном участии ДИРО, ДНИИ педагогики и с привлечением ведущих специалистов сегодня проходит апробацию на экспериментальных площадках школ. Дагестану крайне необходимы грамотные специалисты по востребованным экономикой инженерным специальностям. Ведь сегодня практика получения диплома «врач-юрист» продолжает оставаться проблематичной. Профильное министерство обращает внимание и на острую нехватку учителей иностранного языка. И здесь приходится латать дыры, чтобы в аттестате выпускника была выведена оценка по этому предмету.

Отдельно хотелось бы сказать о русском языке. Для нашей республики его знание оставляет желать лучшего, хотя сегодня многое делается для повышения грамотности  нового поколения школьников.  При Главе республики функционируют советы по образованию, русскому языку и языкам народов Дагестана; реализуется программа «Русский язык», ориентированная на его распространение и сохранение.

Важной составляющей системы образования республики выступает региональный компонент, ориентированный на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Здесь необходима системность в подходах  к обучению языку межнационального общения и родным языкам.

Очевидно и другое. Реальному повышению качества образования должен способствовать уровень квалификации педагогических ­кадров школ. Пока результаты аттестации показывают их низкий уровень. Более 50 проц. учителей не подтвердили необходимые стандарты. Минобрнауки республики готово к разговору о  решении проблем  квалификации педагогов на вузовском уровне. Думается, что это тема для очередного Совета ректоров вузов, работающих в некой разобщенности друг от друга и по-прежнему выпускающих  дублирующих специалистов, не востребованных дагестанской экономикой.

Другая болевая точка — аварийные и ветхие школы в ряде районов и городов. Профильным министерством созданы рабочие группы для мониторинга их материально-технического состояния. На сегодня они посетили 39 муниципальных образований.  Министр образования побывал в самых проблемных районах, где сосредоточено большее количество аварийных и ветхих школ, общался с местными чиновниками, с селянами, чьи дети обучаются в неприспособленных помещениях, лишены элементарных условий для обучения, освоения новых образовательных стандартов.

Вместе с тем  удивляет потребительское отношение ряда районов, где главы зачастую не обращают внимания на то, в каких условиях занимаются дети, ссылаясь на республиканские программы, которые, мол,  не работают. Хотелось бы напомнить о хорошей дагестанской традиции, когда всем селом, районом методом народной стройки горцы возводили общественные  объекты, строили больницы, школы, дороги. Или все это ушло в прошлое? 

О коллективной ответственности говорит Глава республики Рамазан Абдулатипов, призывая дагестанцев очнуться от тяжелого летаргического сна и проявить гражданское мужество и все те качества, которыми традиционно  гордилась наша земля. Согласитесь, только усилиями руководства республики и федеральными программами  невозможно возродить отрасль, от которой зависит будущее Дагестана. Каждая инициатива, будь то благотворительность, привлечение инвестиций, желание местных жителей изменить жизнь к лучшему, позволит продвигать тяжелые реформы, приоритетные проекты, рассчитанные на вывод республики из кризиса, создание современных рыночных механизмов, способствующих интеграции, экономическому росту горного края.

Любое дело возможно реализовать, когда оно объединяет людей, когда не можешь уснуть от того, что много лет стоят недостроенные детсад, школа, больница, когда сердце болит за будущее республики. Это и есть то главное, что должно беспокоить всех и каждого.

Статьи из «Образование»

Тотальный диктант объединяет народы

18
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

5
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

49
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...