X
10:01 26.01.2022

От пассивных знаний – к практике

Выпуск - 2022 №13
54

Мы привыкли к тому, что основная задача учителя – передача знаний своим подопечным. Так считалось раньше, в советской школе, но сегодня, в свете проводимых в стране реформ системы образования, цели обучения поменялись. Сегодня учитель должен быть ориентирован не только на передачу объёма знаний, но и на обучение детей применять их в различных жизненных ситуациях.

Именно эта способность школьников – пользоваться тем, чему научили в школе, – подразумевает наличие у них функциональной грамотности.

Принято считать, что функциональная грамотность – умение эффективно действовать в любых жизненных ситуациях. Её можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

Насколько хорошо школьники подготовлены к взрослой самостоятельной жизни, начиная с 2000 года, оценивается через формат международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment). Это сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 2021 году ученики 150 дагестанских школ приняли участие в анкетировании в рамках программы.

В исследование PISA включены задания разного типа по трём основным направлениям: читательская, естественнонаучная и математическая грамотность. На первый взгляд может показаться, что это чем-то похоже на тестирование ЕГЭ, ведь почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов. При этом примерно половина из них это вопросы, предполагающие свободные ответы. Главное же отличие программы от ЕГЭ, ОГЭ заключается в том, что она в первую очередь оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач.

Другими словами, исследование проверяет способность школьников применять полученные знания по математике, естествознанию, физике, химии, а также умение осмысливать текст в таких сферах жизни, как здравоохранение, экология и др.

Россия принимает участие в исследовании PISA с момента его проведения, но похвастать высокими результатами пока не может. Задания на развитие функциональной грамотности не находят широкого применения в практике российской школы. ОГЭ и ЕГЭ направлены на оценку предметного знания – знания фактов и умений решать типовые задачи. Наши выпускники, выходя из стен школы, всё еще плохо приспособлены к реальной жизни и не всегда способны правильно действовать в нестандартной жизненной ситуации.

Отдельно хочется остановиться на одном из направлений исследования – читательской грамотности. Может показаться, что речь идёт о беглости прочтения текста, правильном произношении и прочих внешних атрибутах чтения. Но нет.

Прежде всего грамотность чтения – это способность учеников осмыслить письменные тексты, использовать их содержание для достижения собственных целей. Задача учителя – развивать умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации информации.

Приходится констатировать, что умением читать тексты не владеют в большинстве своём не только вчерашние школьники, но и вполне взрослые люди, наши с вами друзья, коллеги, соседи. Весьма говорящим примером из современных реалий может послужить слепое и безоговорочное принятие откровенно бредовых измышлений по поводу ситуации с пандемией, распространяемых в социальных сетях, мессенджерах, когда люди не способны оценить истинную цель написания того или иного текста, определиться с подлинностью источника распространяемой информации.

Всё это, к сожалению, очень характерно для дагестанского сегмента популярных интернет-источников. Поэтому необходимо уделять больше внимания заданиям на развитие читательской грамотности в школах республики.

Как учителю организовать обучение функциональной грамотности на уроках? Используя современные образовательные технологии: занимая позицию наставника, то есть направлять, помогать, корректировать, организовав обучение по принципу «ученик – ученик», что подразумевает работу в парах, микрогруппах, ведь сегодня коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность становятся ключевыми навыками, которые может дать современная школа.

И все мы знаем, что научиться действовать можно только в процессе самого действия, а задача учителя – дать своим ученикам такую возможность.

Похожие

Статьи из «Образование»

Новый учебный год – новые правила

63
Всего один месяц – и снова школа. Новый учебный год принесёт изменения и для учеников, и для учителей. С 1 сентября 2025 года в...

ГИА без иллюзий

15
Высокие результаты, новые подходы и открытый диалог с обществом… На площадке Дагестанского...

Между гордостью и забвением

39
Дагестан – роскошный ковёр, сотканный из тридцати языковых узоров. Но нити этого ковра истончаются, а некоторые уже порваны навсегда. С тревогой о существующей не...

Тариф максимальный

28
В редакцию «Дагестанской правды» обратились родители учеников махачкалинских школ. По их словам, в школах города резко повысилась стоимость платных...

Как спасти «живое сокровище»?

46
В Махачкале дан старт амбициозному проекту – созданию первой комплексной программы по...

«Морячок» с морем впечатлений!

86
Каждое утро школьный двор махачкалинской СОШ № 57...

Триумф упорства и самодисциплины

36
Когда говорят о «золотой молодёжи», воображение часто...

ЕГЭ продолжается

56
На прошлой неделе в школах Дагестана завершился основной период сдачи ОГЭ. Для его...

Всё по-честному, без шпаргалок

32
На прошлой неделе девятиклассники сдавали ключевой для...

Величайший

19
Пушкинский день, как известно, уже давно отмечается ежегодно во всех городах России и СНГ....

Три ветви одного дерева

13
Русский язык – один из самых распространенных языков в мире, он принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейской семьи.