От пассивных знаний – к практике
Мы привыкли к тому, что основная задача учителя – передача знаний своим подопечным. Так считалось раньше, в советской школе, но сегодня, в свете проводимых в стране реформ системы образования, цели обучения поменялись. Сегодня учитель должен быть ориентирован не только на передачу объёма знаний, но и на обучение детей применять их в различных жизненных ситуациях.
Именно эта способность школьников – пользоваться тем, чему научили в школе, – подразумевает наличие у них функциональной грамотности.
Принято считать, что функциональная грамотность – умение эффективно действовать в любых жизненных ситуациях. Её можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Насколько хорошо школьники подготовлены к взрослой самостоятельной жизни, начиная с 2000 года, оценивается через формат международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment). Это сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 2021 году ученики 150 дагестанских школ приняли участие в анкетировании в рамках программы.
В исследование PISA включены задания разного типа по трём основным направлениям: читательская, естественнонаучная и математическая грамотность. На первый взгляд может показаться, что это чем-то похоже на тестирование ЕГЭ, ведь почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов. При этом примерно половина из них это вопросы, предполагающие свободные ответы. Главное же отличие программы от ЕГЭ, ОГЭ заключается в том, что она в первую очередь оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач.
Другими словами, исследование проверяет способность школьников применять полученные знания по математике, естествознанию, физике, химии, а также умение осмысливать текст в таких сферах жизни, как здравоохранение, экология и др.
Россия принимает участие в исследовании PISA с момента его проведения, но похвастать высокими результатами пока не может. Задания на развитие функциональной грамотности не находят широкого применения в практике российской школы. ОГЭ и ЕГЭ направлены на оценку предметного знания – знания фактов и умений решать типовые задачи. Наши выпускники, выходя из стен школы, всё еще плохо приспособлены к реальной жизни и не всегда способны правильно действовать в нестандартной жизненной ситуации.
Отдельно хочется остановиться на одном из направлений исследования – читательской грамотности. Может показаться, что речь идёт о беглости прочтения текста, правильном произношении и прочих внешних атрибутах чтения. Но нет.
Прежде всего грамотность чтения – это способность учеников осмыслить письменные тексты, использовать их содержание для достижения собственных целей. Задача учителя – развивать умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации информации.
Приходится констатировать, что умением читать тексты не владеют в большинстве своём не только вчерашние школьники, но и вполне взрослые люди, наши с вами друзья, коллеги, соседи. Весьма говорящим примером из современных реалий может послужить слепое и безоговорочное принятие откровенно бредовых измышлений по поводу ситуации с пандемией, распространяемых в социальных сетях, мессенджерах, когда люди не способны оценить истинную цель написания того или иного текста, определиться с подлинностью источника распространяемой информации.
Всё это, к сожалению, очень характерно для дагестанского сегмента популярных интернет-источников. Поэтому необходимо уделять больше внимания заданиям на развитие читательской грамотности в школах республики.
Как учителю организовать обучение функциональной грамотности на уроках? Используя современные образовательные технологии: занимая позицию наставника, то есть направлять, помогать, корректировать, организовав обучение по принципу «ученик – ученик», что подразумевает работу в парах, микрогруппах, ведь сегодня коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность становятся ключевыми навыками, которые может дать современная школа.
И все мы знаем, что научиться действовать можно только в процессе самого действия, а задача учителя – дать своим ученикам такую возможность.