Купить PDF-версию
19:44 | 21 ноября, Чт
Махачкала
X
10:26 04.07.2023

Патриарх дагестанского языкознания

Шайдабег Мирзоев
Выпуск - 2023 № 197
3409

Одним из первых дагестанских просвещенцев, которые развивали дагестанские литературные языки, в первую очередь в школьном образовании, книгопечатании и информационной службе, был мой учитель, патриарх дагестанского языкознания, доктор филологических наук, профессор Раджидин Идаятович Гайдаров (на снимке).

Профессор Р. И. Гайдаров – ветеран Великой Отечественной войны и труда, признанный учёный-языковед – раскрыл нашему народу истоки и системность лезгинской диалектологии, фонетики, орфографии, грамматики и синтаксиса. Его перу принадлежат солидные фундаментальные монографии «Диалектология лезгинского языка», «Лексика лезгинского языка», «Фонетика лезгинского языка», «Морфология лезгинского языка», «Основы словоизменения и словообразования лезгинского языка», более 20 учебников для учащихся школ, студентов педагогических колледжей и вузов, учебно-методических пособий для учителей лезгинского языка и более 200 статей по проблемным вопросам дагестанского языкознания. Среди ученых-лезгиноведов, учителей лезгинского языка, студентов, аспирантов и соискателей весьма популярны работы Р. И. Гайдарова по теории и методике, лексикологии и диалектологии, а также словари лезгинского языка.

Перу Раджидина Идаятовича принадлежат великолепные труды по литературоведению и литературной критике, публицистике и даже полюбившиеся народу произведения художественной литературы. Профессор успешно работал и в области исследований творческого наследия классиков лезгинской поэзии Сулеймана Стальского, Етима Эмина, Кесиб Абдуллаха, Гаджи Ахтынского, Курбана из Хпеджа, Рамазана из Ашара и других. Его монографии о творчестве Сулеймана Стальского и Етима Эмина «Поэтика и мастерство Сулеймана Стальского», «Введение в эминоведение» являются весомой лептой исследователя в лезгинское, а также дагестанское литературоведение.

Раджидин Идаятович был истинным знатоком и исполнителем старинных лезгинских мелодий, наигрышей и песен. Не было равнодушных, когда он страстно играл на чунгуре и мастерски пел.

На первый план Р. Гайдаров всегда выносил вопросы нравственности, достоинства и чести труженика, воина, героя, педагога или же учёного. Он не любил выскочек, зазнаек, стремившихся выпячивать себя. Как-то его ассистент на экзамене закидал студента дополнительными вопросами, показывая свое превосходство над ним. Раджидин Идаятович тут же остановил его словами: «Не задавай вопросы, ответы на которые сам не знаешь».

Раджидин Идаятович не терпел фальши и несправедливости. Так он поступал и по отношению к студентам, и по отношению к своим подчиненным коллегам-преподавателям, а также товарищам и друзьям. Работая более 40 лет профессором и заведующим кафедрой языкознания Дагестанского государственного университета, он прежде всего предъявлял высокие требования к себе, а затем к другим. Ему были присущи завидная работоспособность, честность и справедливость, что делало его безмерно уважаемым ученым среди студентов, соискателей и аспирантов.

Трудно сегодня сравнить работу кого-либо из лезгинских ученых-языковедов с его вкладом в науку о языке. Особо следует отметить его активное участие в работе институтов педагогики имени Тахо-Годи и повышения квалификации педагогических кадров (ныне ДИРО) Министерства образования и науки РД, творческие связи с Дагестанским научным центром, с редакциями средств массовой информации республики.

Много сил профессор отдавал становлению научно-педагогических кадров. Он был научным руководителем более 25 аспирантов и соискателей, большинство из которых успешно защитили диссертации по аварскому, агульскому, даргинскому, кумыкскому, лезгинскому и другим языкам. Он подготовил целую когорту кандидатов и докторов наук, занявших достойное место в дагестанском и кавказском языкознании.

По истечении более 45 лет после окончания вуза не только я, но и все бывшие студенты русско-дагестанского отделения филологического факультета ДГУ 1975 года выпуска при каждой встрече с большим уважением вспоминают уроки мудрости и социально благотворной научной жизнедеятельности нашего незабвенного учителя и ученого-педагога с большой буквы Раджидина Идаятовича Гайдарова. Он остался для нас примером высокой человеческой нравственности.

Статьи из «Образование»

Наука в помощь

13
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

48
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

103
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

14
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

99
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...

Дух нации

8
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...

Пока жив язык…

63
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

Негасимый свет её души

215
Сельский учитель. В двух этих словах настоящая жизненная психология. О сельских педагогах...

Наша Рузана

369
День учителя – профессиональный праздник, который отмечает вся страна, потому что для...

Особенное счастье

153
Есть особая притягательность в «солнечных детях». Они воспринимают и рисуют свой мир, в...

В лучших традициях советской школы

9
С 1 сентября прошлого года в школьную программу...