X
10:26 04.07.2023

Патриарх дагестанского языкознания

Шайдабег Мирзоев
Выпуск - 2023 № 197
3409

Одним из первых дагестанских просвещенцев, которые развивали дагестанские литературные языки, в первую очередь в школьном образовании, книгопечатании и информационной службе, был мой учитель, патриарх дагестанского языкознания, доктор филологических наук, профессор Раджидин Идаятович Гайдаров (на снимке).

Профессор Р. И. Гайдаров – ветеран Великой Отечественной войны и труда, признанный учёный-языковед – раскрыл нашему народу истоки и системность лезгинской диалектологии, фонетики, орфографии, грамматики и синтаксиса. Его перу принадлежат солидные фундаментальные монографии «Диалектология лезгинского языка», «Лексика лезгинского языка», «Фонетика лезгинского языка», «Морфология лезгинского языка», «Основы словоизменения и словообразования лезгинского языка», более 20 учебников для учащихся школ, студентов педагогических колледжей и вузов, учебно-методических пособий для учителей лезгинского языка и более 200 статей по проблемным вопросам дагестанского языкознания. Среди ученых-лезгиноведов, учителей лезгинского языка, студентов, аспирантов и соискателей весьма популярны работы Р. И. Гайдарова по теории и методике, лексикологии и диалектологии, а также словари лезгинского языка.

Перу Раджидина Идаятовича принадлежат великолепные труды по литературоведению и литературной критике, публицистике и даже полюбившиеся народу произведения художественной литературы. Профессор успешно работал и в области исследований творческого наследия классиков лезгинской поэзии Сулеймана Стальского, Етима Эмина, Кесиб Абдуллаха, Гаджи Ахтынского, Курбана из Хпеджа, Рамазана из Ашара и других. Его монографии о творчестве Сулеймана Стальского и Етима Эмина «Поэтика и мастерство Сулеймана Стальского», «Введение в эминоведение» являются весомой лептой исследователя в лезгинское, а также дагестанское литературоведение.

Раджидин Идаятович был истинным знатоком и исполнителем старинных лезгинских мелодий, наигрышей и песен. Не было равнодушных, когда он страстно играл на чунгуре и мастерски пел.

На первый план Р. Гайдаров всегда выносил вопросы нравственности, достоинства и чести труженика, воина, героя, педагога или же учёного. Он не любил выскочек, зазнаек, стремившихся выпячивать себя. Как-то его ассистент на экзамене закидал студента дополнительными вопросами, показывая свое превосходство над ним. Раджидин Идаятович тут же остановил его словами: «Не задавай вопросы, ответы на которые сам не знаешь».

Раджидин Идаятович не терпел фальши и несправедливости. Так он поступал и по отношению к студентам, и по отношению к своим подчиненным коллегам-преподавателям, а также товарищам и друзьям. Работая более 40 лет профессором и заведующим кафедрой языкознания Дагестанского государственного университета, он прежде всего предъявлял высокие требования к себе, а затем к другим. Ему были присущи завидная работоспособность, честность и справедливость, что делало его безмерно уважаемым ученым среди студентов, соискателей и аспирантов.

Трудно сегодня сравнить работу кого-либо из лезгинских ученых-языковедов с его вкладом в науку о языке. Особо следует отметить его активное участие в работе институтов педагогики имени Тахо-Годи и повышения квалификации педагогических кадров (ныне ДИРО) Министерства образования и науки РД, творческие связи с Дагестанским научным центром, с редакциями средств массовой информации республики.

Много сил профессор отдавал становлению научно-педагогических кадров. Он был научным руководителем более 25 аспирантов и соискателей, большинство из которых успешно защитили диссертации по аварскому, агульскому, даргинскому, кумыкскому, лезгинскому и другим языкам. Он подготовил целую когорту кандидатов и докторов наук, занявших достойное место в дагестанском и кавказском языкознании.

По истечении более 45 лет после окончания вуза не только я, но и все бывшие студенты русско-дагестанского отделения филологического факультета ДГУ 1975 года выпуска при каждой встрече с большим уважением вспоминают уроки мудрости и социально благотворной научной жизнедеятельности нашего незабвенного учителя и ученого-педагога с большой буквы Раджидина Идаятовича Гайдарова. Он остался для нас примером высокой человеческой нравственности.

Статьи из «Образование»

Раньше тут был пустырь

9
В одной из работ художника Юсуфа Моллаева мы можем увидеть фасад здания 13-й школы (на снимке)...

Рывок в системе образования

10
Некоторые источники утверждают, что известное выражение «войны выигрывают не генералы, а...

И в этом вся физика…

125
Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института физики им. Х. И. Амирханова...

От минералов до лазеров

10
Российские учёные сегодня развивают перспективные направления в науке, разрабатывают инновационные технологии, помогая тем самым людям по всему миру. Среди...

ЕГЭ: казнить нельзя. Как и помиловать

19
Запущенный в 2009 году в нашей стране единый...

Учиться на день меньше: плохо или хорошо?

13
Давайте проведём опрос на улицах города: хотите ли вы четырехдневную рабочую неделю? Как думаете, что скажут люди? А...

По стопам папы и мамы

236
Стоит ли студенту совмещать учебу с работой? Как найти компромисс и в погоне за деньгами не...

Что ждёт мир, Амир?

278
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...

ЕГЭ: быть или не быть?

29
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

40
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

19
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...