X
10:26 04.07.2023

Патриарх дагестанского языкознания

Шайдабег Мирзоев
Выпуск - 2023 № 197
3409

Одним из первых дагестанских просвещенцев, которые развивали дагестанские литературные языки, в первую очередь в школьном образовании, книгопечатании и информационной службе, был мой учитель, патриарх дагестанского языкознания, доктор филологических наук, профессор Раджидин Идаятович Гайдаров (на снимке).

Профессор Р. И. Гайдаров – ветеран Великой Отечественной войны и труда, признанный учёный-языковед – раскрыл нашему народу истоки и системность лезгинской диалектологии, фонетики, орфографии, грамматики и синтаксиса. Его перу принадлежат солидные фундаментальные монографии «Диалектология лезгинского языка», «Лексика лезгинского языка», «Фонетика лезгинского языка», «Морфология лезгинского языка», «Основы словоизменения и словообразования лезгинского языка», более 20 учебников для учащихся школ, студентов педагогических колледжей и вузов, учебно-методических пособий для учителей лезгинского языка и более 200 статей по проблемным вопросам дагестанского языкознания. Среди ученых-лезгиноведов, учителей лезгинского языка, студентов, аспирантов и соискателей весьма популярны работы Р. И. Гайдарова по теории и методике, лексикологии и диалектологии, а также словари лезгинского языка.

Перу Раджидина Идаятовича принадлежат великолепные труды по литературоведению и литературной критике, публицистике и даже полюбившиеся народу произведения художественной литературы. Профессор успешно работал и в области исследований творческого наследия классиков лезгинской поэзии Сулеймана Стальского, Етима Эмина, Кесиб Абдуллаха, Гаджи Ахтынского, Курбана из Хпеджа, Рамазана из Ашара и других. Его монографии о творчестве Сулеймана Стальского и Етима Эмина «Поэтика и мастерство Сулеймана Стальского», «Введение в эминоведение» являются весомой лептой исследователя в лезгинское, а также дагестанское литературоведение.

Раджидин Идаятович был истинным знатоком и исполнителем старинных лезгинских мелодий, наигрышей и песен. Не было равнодушных, когда он страстно играл на чунгуре и мастерски пел.

На первый план Р. Гайдаров всегда выносил вопросы нравственности, достоинства и чести труженика, воина, героя, педагога или же учёного. Он не любил выскочек, зазнаек, стремившихся выпячивать себя. Как-то его ассистент на экзамене закидал студента дополнительными вопросами, показывая свое превосходство над ним. Раджидин Идаятович тут же остановил его словами: «Не задавай вопросы, ответы на которые сам не знаешь».

Раджидин Идаятович не терпел фальши и несправедливости. Так он поступал и по отношению к студентам, и по отношению к своим подчиненным коллегам-преподавателям, а также товарищам и друзьям. Работая более 40 лет профессором и заведующим кафедрой языкознания Дагестанского государственного университета, он прежде всего предъявлял высокие требования к себе, а затем к другим. Ему были присущи завидная работоспособность, честность и справедливость, что делало его безмерно уважаемым ученым среди студентов, соискателей и аспирантов.

Трудно сегодня сравнить работу кого-либо из лезгинских ученых-языковедов с его вкладом в науку о языке. Особо следует отметить его активное участие в работе институтов педагогики имени Тахо-Годи и повышения квалификации педагогических кадров (ныне ДИРО) Министерства образования и науки РД, творческие связи с Дагестанским научным центром, с редакциями средств массовой информации республики.

Много сил профессор отдавал становлению научно-педагогических кадров. Он был научным руководителем более 25 аспирантов и соискателей, большинство из которых успешно защитили диссертации по аварскому, агульскому, даргинскому, кумыкскому, лезгинскому и другим языкам. Он подготовил целую когорту кандидатов и докторов наук, занявших достойное место в дагестанском и кавказском языкознании.

По истечении более 45 лет после окончания вуза не только я, но и все бывшие студенты русско-дагестанского отделения филологического факультета ДГУ 1975 года выпуска при каждой встрече с большим уважением вспоминают уроки мудрости и социально благотворной научной жизнедеятельности нашего незабвенного учителя и ученого-педагога с большой буквы Раджидина Идаятовича Гайдарова. Он остался для нас примером высокой человеческой нравственности.

Статьи из «Образование»

Что ждёт мир, Амир?

237
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...

ЕГЭ: быть или не быть?

24
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

28
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

14
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

24
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

9
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

44
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

27
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

80
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

116
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

17
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...