X
10:26 04.07.2023

Патриарх дагестанского языкознания

Шайдабег Мирзоев
Выпуск - 2023 № 197
3409

Одним из первых дагестанских просвещенцев, которые развивали дагестанские литературные языки, в первую очередь в школьном образовании, книгопечатании и информационной службе, был мой учитель, патриарх дагестанского языкознания, доктор филологических наук, профессор Раджидин Идаятович Гайдаров (на снимке).

Профессор Р. И. Гайдаров – ветеран Великой Отечественной войны и труда, признанный учёный-языковед – раскрыл нашему народу истоки и системность лезгинской диалектологии, фонетики, орфографии, грамматики и синтаксиса. Его перу принадлежат солидные фундаментальные монографии «Диалектология лезгинского языка», «Лексика лезгинского языка», «Фонетика лезгинского языка», «Морфология лезгинского языка», «Основы словоизменения и словообразования лезгинского языка», более 20 учебников для учащихся школ, студентов педагогических колледжей и вузов, учебно-методических пособий для учителей лезгинского языка и более 200 статей по проблемным вопросам дагестанского языкознания. Среди ученых-лезгиноведов, учителей лезгинского языка, студентов, аспирантов и соискателей весьма популярны работы Р. И. Гайдарова по теории и методике, лексикологии и диалектологии, а также словари лезгинского языка.

Перу Раджидина Идаятовича принадлежат великолепные труды по литературоведению и литературной критике, публицистике и даже полюбившиеся народу произведения художественной литературы. Профессор успешно работал и в области исследований творческого наследия классиков лезгинской поэзии Сулеймана Стальского, Етима Эмина, Кесиб Абдуллаха, Гаджи Ахтынского, Курбана из Хпеджа, Рамазана из Ашара и других. Его монографии о творчестве Сулеймана Стальского и Етима Эмина «Поэтика и мастерство Сулеймана Стальского», «Введение в эминоведение» являются весомой лептой исследователя в лезгинское, а также дагестанское литературоведение.

Раджидин Идаятович был истинным знатоком и исполнителем старинных лезгинских мелодий, наигрышей и песен. Не было равнодушных, когда он страстно играл на чунгуре и мастерски пел.

На первый план Р. Гайдаров всегда выносил вопросы нравственности, достоинства и чести труженика, воина, героя, педагога или же учёного. Он не любил выскочек, зазнаек, стремившихся выпячивать себя. Как-то его ассистент на экзамене закидал студента дополнительными вопросами, показывая свое превосходство над ним. Раджидин Идаятович тут же остановил его словами: «Не задавай вопросы, ответы на которые сам не знаешь».

Раджидин Идаятович не терпел фальши и несправедливости. Так он поступал и по отношению к студентам, и по отношению к своим подчиненным коллегам-преподавателям, а также товарищам и друзьям. Работая более 40 лет профессором и заведующим кафедрой языкознания Дагестанского государственного университета, он прежде всего предъявлял высокие требования к себе, а затем к другим. Ему были присущи завидная работоспособность, честность и справедливость, что делало его безмерно уважаемым ученым среди студентов, соискателей и аспирантов.

Трудно сегодня сравнить работу кого-либо из лезгинских ученых-языковедов с его вкладом в науку о языке. Особо следует отметить его активное участие в работе институтов педагогики имени Тахо-Годи и повышения квалификации педагогических кадров (ныне ДИРО) Министерства образования и науки РД, творческие связи с Дагестанским научным центром, с редакциями средств массовой информации республики.

Много сил профессор отдавал становлению научно-педагогических кадров. Он был научным руководителем более 25 аспирантов и соискателей, большинство из которых успешно защитили диссертации по аварскому, агульскому, даргинскому, кумыкскому, лезгинскому и другим языкам. Он подготовил целую когорту кандидатов и докторов наук, занявших достойное место в дагестанском и кавказском языкознании.

По истечении более 45 лет после окончания вуза не только я, но и все бывшие студенты русско-дагестанского отделения филологического факультета ДГУ 1975 года выпуска при каждой встрече с большим уважением вспоминают уроки мудрости и социально благотворной научной жизнедеятельности нашего незабвенного учителя и ученого-педагога с большой буквы Раджидина Идаятовича Гайдарова. Он остался для нас примером высокой человеческой нравственности.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

21
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

11
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

114
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...