X
09:20 18.04.2019

Патриотизм без формализма

Дени Сулейманов
Выпуск - 2019 №№ 118-119
41

Администрация г. Каспийска совместно с УДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации провели семинар по теме: «Патриотическое и интернациональное воспитание молодежи: исторические традиции и современные реалии». В работе использовался опыт городского округа «город Каспийск».

Мероприятие прошло в кадетской морской школе-интернате им. Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева. Его участники обсудили реализацию положений Стратегии развития воспитания до 2025 года и государственной программы «Патриотичес­кое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.», целью которых является воспитание государственно ориентированного мировоззрения у российской молодежи, формирование в молодежной среде общенационального российского патриотизма и интернационализма.

Открыл семинар модератор – советник директора Махачкалинского центра повышения квалификации, заслуженный работник культуры РД, кандидат политических наук Эдуард Эмиров.

С докладом по теме выступил директор УДПО МЦПК, д.э.н., профессор Магомед Абакаров. По его словам, идея проведения семинара в Каспийске возникла в декабре прошлого года на итоговом заседании Общественно-консультативного совета МЦПК, там шла речь о новых форматах мероприятий, в т.ч. и выездных. Первый выезд был запланирован в Каспийск.

Что касается темы патриотизма, то, по мнению Магомеда Абакарова, она сегодня является особенно актуальной. «Что включает в себя понятие «патриотизм»? – задается докладчик вопросом. Его нравственное значение определяется тем, что он является фактором соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Правда, с одной лишь оговоркой, человек здесь выступает еще и гражданином.

Но патриотические чувства тогда ценны, когда сопряжены с уважением к другим народам, к их истории, культуре, языкам и не вырождаются в психологию национальной исключительности и недоверия к «чужакам». Нельзя быть и истинным интернационалистом, не будучи патриотом, ибо нельзя с уважением относиться к другим народам, не уважая свой народ.

В начале 90-х годов, в условиях идеологического вакуума, эти понятия исказились.­ Для некоторой части людей патриотизм стал чуть ли не ругательным словом. Тема патриотизма ушла из содержания образования и воспитания. В этом в значительной степени виновата интеллигенция. Именно она должна была противостоять псевдоценностям и отстаивать те ценности, которые прошли испытание временем.

Справедливости ради следует сказать, что в конце 90-х годов в стране (а если точнее, в Дагестане) произошло событие, которое можно охарактеризовать поговоркой «не было бы счастья, да несчастье помогло». В августе – сентябре 1999 года федеральные войска, народное ополчение, все население республики встали на защиту целостности Российской Федерации, отразив нападение на республику международных бандформирований с территории Чечни. Это был пример нравственной и патриотической ответственности, выполнения гражданского и морального долга.

Вместе с тем мы не можем не видеть, что еще немало проблем в духовно-нравственной сфере общества. В ориентациях людей уменьшилась доля коллективного начала, возросло значение индивидуалистических ценностей. Не хочу характеризовать этот процесс как сугубо негативный. Не вижу ничего плохого в развитии таких качеств, как осознание себя свободной и независимой личностью, стремление к самореализации и т. д. Но все это должно быть в связке со стремлением быть полезным государству, обществу, создания крепкой семьи, социальной основы гражданского общества. Нужно не просто говорить о патриотическом самосознании молодежи, но и развенчивать тех, кто этому противодействует. Некоторыми псевдопатриотами подвергаются сомнению такие факты, как победа нашей страны в Великой Отечественной войне, звучат слова о ненужности обороны Ленинграда и умаляется подвиг наших блокадников, писатель в кавычках Бельжо ставит под сомнение подвиг Зои Космодемьянской. И таких примеров можно привести много.

Далее М.Абакаров отметил, что сегодня патриотизм становится важной идеологической составляющей, которая содержит базовые ценности нашего общества. И начинать эту работу нужно со школьной парты, с раннего детства. Важно научить ребят размышлять и действовать от имени индивидуума, но в целях общественного блага, идентифицировать и объяснять информацию относительно социальных проблем. Подросток должен сформировать отношение к таким гражданским ценностям, как ответственность, самодисциплина, вежливость, сострадание, терпимость, открытость, уважение чести и достоинства других граждан, сотрудничество, готовность к участию в общественных делах, готовность к образованию. Школа в немалой степени может воспрепятствовать появлению социальных установок, которые негативно влияют на нравственные ценности, способствуют росту аполитичности, скептицизма, бездуховности.

Именно такую цель ставила группа ученых-обществоведов Дагестанского государственного университета, которая изучала современное состояние поликультурного образования в Дагестане, тенденции и перспективы выхода его из кризиса, анализировала сущность национального самосознания и менталитета студенческой молодежи. Одним из важных выводов, который был сделан исследователями: у дагестанских народов, которые веками реализовывали принцип поликультурности в дружбе, согласии, взаимопомощи, считая это своим бесценным наследием, есть чему поучиться и миру.

Абакаров согласился с мнением тех учёных, которые предлагают народам Северо-Кавказского региона, в том числе и дагестанским, вариант развития, предполагающий отказ от форсированной модернизации, т.к. такой подход может привести к потере нашей национальной, культурной и языковой самобытности.

Если вспомнить историю, то следует сказать, что присоединение Дагестана к России превратилось в присоединение России к Дагестану. Ведь зачарованные природой, местной культурой представители пушкинской Руси несли в Дагестан свою культуру. Так возникли кавказские стихи Пушкина, поэмы Лермонтова, повести «Хаджи-Мурат» Л. Толстого, «Аммалат-бек» Александра Бестужева-Марлинского. По этому поводу Расул­ Гамзатов заключил: «… Не Русь Ермолова нас покорила, Кавказ пленила пушкинская Русь».

Глава государства В. Путин четко обозначил позицию: Россия не является государством какого-то одного народа, в нашей стране все равны.

Остановился докладчик и на факторе распространения зарубежной религиозной идеологии, пропагандирующей воинственный ислам в республике. Наряду с традиционным исламом, среди мусульман, особенно среди молодых людей, распространяются такие крайние течения, как фундаментализм и ваххабизм.

Экстремистские силы используют исламский фактор не в интересах мира и сохранения целостности Дагестана, а для развязывания войны между мусульманами региона. Однако, как отметил муфтий России Р. Гайнутдин, важнейшей чертой ислама является уважительное отношение к чужим обычаям и традициям, культурным и религиозным особенностям различных народов. Воспитание в духе взаимоуважения и веротерпимости ко всем народам многонациональной и многоконфессиональной России должно быть привито молодому дагестанскому поколению.

Молодёжь является носителем будущего цивилизованного гражданского общества, и от неё зависит судьба нашей страны. Ей должны быть предоставлены все возможности для реализации и использования своих творческих способностей. Также нужны такие организации, которые объединяли бы молодёжь, направляя её энергию в нужное русло, добиваясь удовлетворения запросов молодого поколения.

Необходимо отметить, что в нашей республике также была разработана целевая программа патриотического воспитания, в рамках которой органами, ответственными за реализацию молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях, проводятся конкурсы патриотической песни, молодёжно-патриотические акции: «Вахта памяти», «Георгиевская ленточка», «Посылка солдату», «Я – гражданин России» и др.

Обобщив вышесказанное, он подчеркнул, что в современных условиях нашему государству нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания молодёжи. Для реализации этой программы должна быть создана система патриотического воспитания молодого поколения, которая была бы способна консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении. Как отметил Президент России Владимир Путин на встрече с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания: «Работа по патриотическому воспитанию не должна быть формальной, её необходимо структурировать, шаблоны контрпродуктивны и недопустимы».

Свое мнение по обсуждаемым вопросам высказали председатель республиканского Совета ветеранов, член Общественной палаты РД, полковник ВДВ в отставке Магарам Алиджанов, председатель Фонда патрио­тического воспитания молодежи имени генерал-полковника Магомеда Танкаева, член Общественно-консультативного совета МЦПК Гасангусейн Абдулжелилов, военный комиссар Каспийска Геннадий Курбанов и другие. Они говорили о необходимости воспитания у молодёжи неприятия экстремистских и террористических идей, противопоставления одних народов России другим, роли институтов гражданского общества в формировании патриотического мировоззрения среди молодежи, усилении патриотического воспитания учащихся школ республики, о значительной роли патриотически ориентированной информационной политики в СМИ, способствующей противодействию межконфессиональной конфликтности, формированию общественного мнения в поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей, национальных традиций и культуры.

Участники круглого стола отметили актуальность состоявшегося обсуждения и взаимную заинтересованность в обмене опытом деятельности образовательных учреждений республики и признали приоритетными задачи патриотического и интернационального воспитания молодежи в работе органов местного самоуправления, деятельности образовательных учреждений. Отмечена необходимость работы, направленной на формирование толерантности и гармоничного межэтнического и межконфессионального общения молодежи. Предложено руководству республики провести в 2019 году форум патриотической молодежи республики.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ без страха

8
Помните, как вы готовились к экзаменам? Все по-разному. Автор этих строк – планомерно и...

Проще – это лучше?

22
Для небольшой части учащихся страны праздник – принят закон о проведении эксперимента, по...

Тревожная реальность

21
Проблема кадрового голода в образовательной сфере – общероссийская тенденция. Почетный...

Как учиться дома

17
Начинала писать эту колонку с твёрдым убеждением, что детям в современной школе просто не выжить – так часто и много говорят о возрасте, почти непосильной...

Раньше тут был пустырь

29
В одной из работ художника Юсуфа Моллаева мы можем увидеть фасад здания 13-й школы (на снимке)...

Рывок в системе образования

20
Некоторые источники утверждают, что известное выражение «войны выигрывают не генералы, а...

И в этом вся физика…

155
Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института физики им. Х. И. Амирханова...

От минералов до лазеров

16
Российские учёные сегодня развивают перспективные направления в науке, разрабатывают инновационные технологии, помогая тем самым людям по всему миру. Среди...

ЕГЭ: казнить нельзя. Как и помиловать

31
Запущенный в 2009 году в нашей стране единый...

Учиться на день меньше: плохо или хорошо?

19
Давайте проведём опрос на улицах города: хотите ли вы четырехдневную рабочую неделю? Как думаете, что скажут люди? А...