X
08:54 10.02.2023

Педагог – фигура великая

Символично, что 2023-й, объявленный Президентом России Владимиром Путиным Годом педагога и наставника, стал отправной точкой в образовательной сфере нашей страны. Это еще одно напоминание о высоком статусе учителя в российском обществе, осознание его важнейшей роли и места в наставнической деятельности. Ключевыми событиями года станут Большая учительская неделя и Форум классных руководителей.

Речь идет о важной образовательной и воспитательной работе, о судьбе будущих поколений, оказавшихся в открытом мире посреди дороги с указателями, и тут от правильности выбора зависит будущее нашей страны. И неслучайно акцентируется внимание на том, что гражданин России уже в самом раннем развитии должен ощущать себя неотъемлемой частью общества, обучаясь не только с помощью современных образовательных методик, но и обретая тот самый геном Родины, что должен вести его по жизни.

И педагог в этом деле – та сердцевина, для которого воспитательный инструментарий не менее важная задача, чем предмет, что он преподает в школе, колледже, вузе. Совсем ведь неслучайна связка педагог – наставник. В ней признание особого статуса педагогических работников, не только транслирующих знания своим ученикам, но отдающих им свое сердце, свою душу, став опорой, надежным другом, которому можно доверить всё то, о чем не рассказывают даже родителям.

Это нелёгкий труд, требующий не просто самоотдачи, но и той внутренней работы над собой, что дает толчок созданию авторских воспитательных методик, вырабатывающих ту константу, что ляжет в основу не декларативных, а реальных стандартов. Они должны опираться на события, связанные в том числе со спецоперацией, ход которой демонстрирует высокий дух Российской армии, не пафосный, а настоящий патриотизм.

Пришло время серьезных решений, когда учитель должен вплетать в свою воспитательную теорию такие немаловажные понятия, как идеология духа, национальная идея

И тем, кто только познаёт великую учительскую науку, необходимо понимать, что мало быть хорошим педагогом. Нужно, как и раньше, в советские времена (а именно оттуда тянутся корни гуманной педагогики, особой, врачующей душу и сердце), помнить о человеческом факторе, об ответственности, что рождает родительскую боль за свое дитя, за его будущее.

Да, наставник не бог, не царь и не герой. И он не может уметь абсолютно всё. Но в своих педагогических исканиях, предупреждая возможные ошибки, молодой педагог должен опираться на опыт своих старших коллег, обладающих огромным жизненным и профессиональным опытом, и, обретая уверенность в своих силах, помнить, что готовых воспитательных рецептов не существует.

Пришло время серьезных решений, отталкиваясь от которых учитель должен вплетать в свою воспитательную теорию такие немаловажные понятия, как идеология духа, национальная идея, на которой основывается государственность большой страны. Но делать это надо на жизненных примерах, на том, с чем в реальности сталкивается воспитанник. И здесь важна каждая деталь. Ведь педагогу необходимо не только делать акцент на воспитательной рутине – трудоёмкой, требующей кропотливой работы, но одновременно показывать, как живет сам учитель, что его волнует, что держит в профессии. Еще лучше, рассказывая о семейственности школьного дома, проводить параллель с учительскими династиями, супружескими парами педагогов, что не только сближает и роднит, но и помогает решать многие вопросы, в том числе связанные с популяризацией профессии педагога.

Ведь, согласитесь, пусть и не так заметно, но растет число выпускников педагогических вузов, отличников, которые приходят в школу с прогрессивными идеями, мыслями о будущем российского образования, о том, каким должен быть современный ученик, студент. И это должно стать реальным наставничеством, приобретающим методологические формы, позволяющие, расширяя поле деятельности в практической плоскости, обрастать воспитательными новациями.

Такая мотивация, позволяющая придать стимул молодой учительской когорте, и должна стать определяющей, выводя профессию педагога на качественно новый уровень, в том числе благодаря нацпроекту «Образование». Его реализация помогает учительскому сообществу не просто повышать профессиональную квалификацию, участвовать в конкурсах, обмениваться опытом с коллегами, но и быть задействованным в работе создающихся педагогических «кванториумов», открывающихся педагогических технопарков.

В недалеком будущем всё это создаст единую федеральную систему как образовательного, так и воспитательного научно-методического сопровождения кадровой политики в образовании.

Статьи из «Образование»

Раньше тут был пустырь

9
В одной из работ художника Юсуфа Моллаева мы можем увидеть фасад здания 13-й школы (на снимке)...

Рывок в системе образования

10
Некоторые источники утверждают, что известное выражение «войны выигрывают не генералы, а...

И в этом вся физика…

125
Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института физики им. Х. И. Амирханова...

От минералов до лазеров

10
Российские учёные сегодня развивают перспективные направления в науке, разрабатывают инновационные технологии, помогая тем самым людям по всему миру. Среди...

ЕГЭ: казнить нельзя. Как и помиловать

19
Запущенный в 2009 году в нашей стране единый...

Учиться на день меньше: плохо или хорошо?

13
Давайте проведём опрос на улицах города: хотите ли вы четырехдневную рабочую неделю? Как думаете, что скажут люди? А...

По стопам папы и мамы

235
Стоит ли студенту совмещать учебу с работой? Как найти компромисс и в погоне за деньгами не...

Что ждёт мир, Амир?

278
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...

ЕГЭ: быть или не быть?

29
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

40
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

19
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...