X
09:34 14.12.2022

Подсказывать, направлять, объяснять

Формирование функциональной грамотности сегодня – одно из приоритетных направлений образовательной стратегии. Умение осмысливать тексты, применять знания, полученные на предметах естественнонаучного направления, пользоваться в обычной жизни математическими приёмами – такими навыками должен обладать современный выпускник общеобразовательной школы.

Дагестанский институт развития образования идет вслед за требованиями государственных образовательных стандартов, проводя для учителей циклы ­обучающих программ.

Для обсуждения насущных задач в этой области в институте недавно собрались учителя математики. Здесь в рамках реализации регионального плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022–2023 учебный год прошли IV Республиканские педагогические чтения памяти Ханмагомеда Ахкубекова «Методика формирования функциональной грамотности в математическом образовании».

Работа форума проходила по трем основным направлениям: практика развития функциональной и, в частности, математической грамотности у учащихся; методика работы учителя; использование возможностей современной цифровой среды для развития математической грамотности школьников.

Впервые Педагогические чтения для математиков республики прошли в 2018 году по инициативе Минобразования РД в рамках реализации Концепции математического образования для преподавателей и учителей математики общеобразовательных организаций Республики Дагестан.

Не случайно это ежегодное мероприятие посвятили памяти Ханмагомеда Ахкубекова, заслуженного учителя ДАССР и РСФСР. С его именем связано развитие школ в 40-50-е годы XX в., время становления образования, важнейшей составляющей культуры дагестанского народа. Опыт этот чрезвычайно ценен для педагогического поля республики.

Это был человек-практик, новатор в своей профессиональной деятельности, отличный организатор, в разное время работавший директором школ Гумбетовского и Ботлихского районов. Еще в те годы он придерживался принципов, ставших основополагающими в современных подходах к обучению и воспитанию. Это индивидуальный подход, который предполагает успех каждого ребенка, личный пример, преданность профессии, высокая требовательность к учителям и ученикам, внедрение ученического самоуправления как формы организации работы в школе.

Спикеры форума – практикующие учителя математики из разных школ Дагестана. Были затронуты вопросы подготовки учащихся к исследованию по функциональной грамотности школьников PISA-2022, причины и пути преодоления трудностей при выполнении его заданий и другое. В режиме ВКС к конференции присоединилась Марина Генералова, руководитель физико-математического центра московского издательства «Мнемозина», которая затронула социальный аспект математической грамотности школьников и ее значение в их профессиональной ориентации.

Открыл конференцию первый заместитель ректора ГБУ ДПО РД «ДИРО» Гамзат Джамалутдинов. В своем вступительном слове он обратил внимание на серьезную проблему, препятствующую успешному усвоению предмета и сдаче ЕГЭ, – непонимание школьниками смысловой основы заданий, задач и примеров по математике. Речь идет об очень низком уровне читательской грамотности учащихся, то есть осмысления текстов. А без этого не может быть и речи о формировании математической, естественнонаучной, компьютерной, финансовой и других видов функциональной грамотности.

Педагоги обсудили насущные задачи и выработали рекомендации, которые будут направлены в образовательные учреждения республики. Очень важно группе учителей, работающих с определенным классом, выработать единые межпредметные подходы к формированию и развитию функциональной грамотности учеников. Подсказывать, направлять, объяснять детям, как они могут применить в повседневной жизни полученные в школе знания. На каждом уроке учителя-предметники должны уделять время этой работе, использовать нужные учебно-методические материалы при разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Ханмагомедовские чтения, как отмечают учителя, это еще одна возможность выявить существующие у математиков республики проблемы, найти пути их решения, поделиться опытом и тем самым сделать шаг на пути своего профессионального роста.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: казнить нельзя. Как и помиловать

13
Запущенный в 2009 году в нашей стране единый...

Учиться на день меньше: плохо или хорошо?

11
Давайте проведём опрос на улицах города: хотите ли вы четырехдневную рабочую неделю? Как думаете, что скажут люди? А...

По стопам папы и мамы

216
Стоит ли студенту совмещать учебу с работой? Как найти компромисс и в погоне за деньгами не...

Что ждёт мир, Амир?

256
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...

ЕГЭ: быть или не быть?

29
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

37
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

18
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

24
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

9
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

44
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

27
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...