X
09:34 14.12.2022

Подсказывать, направлять, объяснять

Формирование функциональной грамотности сегодня – одно из приоритетных направлений образовательной стратегии. Умение осмысливать тексты, применять знания, полученные на предметах естественнонаучного направления, пользоваться в обычной жизни математическими приёмами – такими навыками должен обладать современный выпускник общеобразовательной школы.

Дагестанский институт развития образования идет вслед за требованиями государственных образовательных стандартов, проводя для учителей циклы ­обучающих программ.

Для обсуждения насущных задач в этой области в институте недавно собрались учителя математики. Здесь в рамках реализации регионального плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022–2023 учебный год прошли IV Республиканские педагогические чтения памяти Ханмагомеда Ахкубекова «Методика формирования функциональной грамотности в математическом образовании».

Работа форума проходила по трем основным направлениям: практика развития функциональной и, в частности, математической грамотности у учащихся; методика работы учителя; использование возможностей современной цифровой среды для развития математической грамотности школьников.

Впервые Педагогические чтения для математиков республики прошли в 2018 году по инициативе Минобразования РД в рамках реализации Концепции математического образования для преподавателей и учителей математики общеобразовательных организаций Республики Дагестан.

Не случайно это ежегодное мероприятие посвятили памяти Ханмагомеда Ахкубекова, заслуженного учителя ДАССР и РСФСР. С его именем связано развитие школ в 40-50-е годы XX в., время становления образования, важнейшей составляющей культуры дагестанского народа. Опыт этот чрезвычайно ценен для педагогического поля республики.

Это был человек-практик, новатор в своей профессиональной деятельности, отличный организатор, в разное время работавший директором школ Гумбетовского и Ботлихского районов. Еще в те годы он придерживался принципов, ставших основополагающими в современных подходах к обучению и воспитанию. Это индивидуальный подход, который предполагает успех каждого ребенка, личный пример, преданность профессии, высокая требовательность к учителям и ученикам, внедрение ученического самоуправления как формы организации работы в школе.

Спикеры форума – практикующие учителя математики из разных школ Дагестана. Были затронуты вопросы подготовки учащихся к исследованию по функциональной грамотности школьников PISA-2022, причины и пути преодоления трудностей при выполнении его заданий и другое. В режиме ВКС к конференции присоединилась Марина Генералова, руководитель физико-математического центра московского издательства «Мнемозина», которая затронула социальный аспект математической грамотности школьников и ее значение в их профессиональной ориентации.

Открыл конференцию первый заместитель ректора ГБУ ДПО РД «ДИРО» Гамзат Джамалутдинов. В своем вступительном слове он обратил внимание на серьезную проблему, препятствующую успешному усвоению предмета и сдаче ЕГЭ, – непонимание школьниками смысловой основы заданий, задач и примеров по математике. Речь идет об очень низком уровне читательской грамотности учащихся, то есть осмысления текстов. А без этого не может быть и речи о формировании математической, естественнонаучной, компьютерной, финансовой и других видов функциональной грамотности.

Педагоги обсудили насущные задачи и выработали рекомендации, которые будут направлены в образовательные учреждения республики. Очень важно группе учителей, работающих с определенным классом, выработать единые межпредметные подходы к формированию и развитию функциональной грамотности учеников. Подсказывать, направлять, объяснять детям, как они могут применить в повседневной жизни полученные в школе знания. На каждом уроке учителя-предметники должны уделять время этой работе, использовать нужные учебно-методические материалы при разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Ханмагомедовские чтения, как отмечают учителя, это еще одна возможность выявить существующие у математиков республики проблемы, найти пути их решения, поделиться опытом и тем самым сделать шаг на пути своего профессионального роста.

Статьи из «Образование»

«Вывех ноги» и…мозгов

12
Это уже факт, от которого ни спрятаться, ни скрыться: ежедневно в нашу республику приезжают...

Новый учебный год – новые правила

67
Всего один месяц – и снова школа. Новый учебный год принесёт изменения и для учеников, и для учителей. С 1 сентября 2025 года в...

ГИА без иллюзий

16
Высокие результаты, новые подходы и открытый диалог с обществом… На площадке Дагестанского...

Между гордостью и забвением

39
Дагестан – роскошный ковёр, сотканный из тридцати языковых узоров. Но нити этого ковра истончаются, а некоторые уже порваны навсегда. С тревогой о существующей не...

Тариф максимальный

28
В редакцию «Дагестанской правды» обратились родители учеников махачкалинских школ. По их словам, в школах города резко повысилась стоимость платных...

Как спасти «живое сокровище»?

46
В Махачкале дан старт амбициозному проекту – созданию первой комплексной программы по...

«Морячок» с морем впечатлений!

86
Каждое утро школьный двор махачкалинской СОШ № 57...

Триумф упорства и самодисциплины

36
Когда говорят о «золотой молодёжи», воображение часто...

ЕГЭ продолжается

56
На прошлой неделе в школах Дагестана завершился основной период сдачи ОГЭ. Для его...

Всё по-честному, без шпаргалок

32
На прошлой неделе девятиклассники сдавали ключевой для...