Подсказывать, направлять, объяснять
Формирование функциональной грамотности сегодня – одно из приоритетных направлений образовательной стратегии. Умение осмысливать тексты, применять знания, полученные на предметах естественнонаучного направления, пользоваться в обычной жизни математическими приёмами – такими навыками должен обладать современный выпускник общеобразовательной школы.
Дагестанский институт развития образования идет вслед за требованиями государственных образовательных стандартов, проводя для учителей циклы обучающих программ.
Для обсуждения насущных задач в этой области в институте недавно собрались учителя математики. Здесь в рамках реализации регионального плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022–2023 учебный год прошли IV Республиканские педагогические чтения памяти Ханмагомеда Ахкубекова «Методика формирования функциональной грамотности в математическом образовании».
Работа форума проходила по трем основным направлениям: практика развития функциональной и, в частности, математической грамотности у учащихся; методика работы учителя; использование возможностей современной цифровой среды для развития математической грамотности школьников.
Впервые Педагогические чтения для математиков республики прошли в 2018 году по инициативе Минобразования РД в рамках реализации Концепции математического образования для преподавателей и учителей математики общеобразовательных организаций Республики Дагестан.
Не случайно это ежегодное мероприятие посвятили памяти Ханмагомеда Ахкубекова, заслуженного учителя ДАССР и РСФСР. С его именем связано развитие школ в 40-50-е годы XX в., время становления образования, важнейшей составляющей культуры дагестанского народа. Опыт этот чрезвычайно ценен для педагогического поля республики.
Это был человек-практик, новатор в своей профессиональной деятельности, отличный организатор, в разное время работавший директором школ Гумбетовского и Ботлихского районов. Еще в те годы он придерживался принципов, ставших основополагающими в современных подходах к обучению и воспитанию. Это индивидуальный подход, который предполагает успех каждого ребенка, личный пример, преданность профессии, высокая требовательность к учителям и ученикам, внедрение ученического самоуправления как формы организации работы в школе.
Спикеры форума – практикующие учителя математики из разных школ Дагестана. Были затронуты вопросы подготовки учащихся к исследованию по функциональной грамотности школьников PISA-2022, причины и пути преодоления трудностей при выполнении его заданий и другое. В режиме ВКС к конференции присоединилась Марина Генералова, руководитель физико-математического центра московского издательства «Мнемозина», которая затронула социальный аспект математической грамотности школьников и ее значение в их профессиональной ориентации.
Открыл конференцию первый заместитель ректора ГБУ ДПО РД «ДИРО» Гамзат Джамалутдинов. В своем вступительном слове он обратил внимание на серьезную проблему, препятствующую успешному усвоению предмета и сдаче ЕГЭ, – непонимание школьниками смысловой основы заданий, задач и примеров по математике. Речь идет об очень низком уровне читательской грамотности учащихся, то есть осмысления текстов. А без этого не может быть и речи о формировании математической, естественнонаучной, компьютерной, финансовой и других видов функциональной грамотности.
Педагоги обсудили насущные задачи и выработали рекомендации, которые будут направлены в образовательные учреждения республики. Очень важно группе учителей, работающих с определенным классом, выработать единые межпредметные подходы к формированию и развитию функциональной грамотности учеников. Подсказывать, направлять, объяснять детям, как они могут применить в повседневной жизни полученные в школе знания. На каждом уроке учителя-предметники должны уделять время этой работе, использовать нужные учебно-методические материалы при разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Ханмагомедовские чтения, как отмечают учителя, это еще одна возможность выявить существующие у математиков республики проблемы, найти пути их решения, поделиться опытом и тем самым сделать шаг на пути своего профессионального роста.