Подведены итоги, намечены планы
В конце декабря прошлого года в УДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации» были подведены итоги организационной работы Общественно-консультативного совета Центра по проведению круглых столов, конференций и семинаров. Всего в 2018 г. состоялись 10 заседаний круглых столов, а также семинар-совещание и научно-практическая конференция.
Было отмечено, что участники республиканской научно-практической конференции «Формирование общероссийской гражданской идентичности» (а это представители органов власти различных уровней, преподаватели и сотрудники учреждений образования, науки и культуры, политических партий и общественных объединений) признали важным регулярно проводить подобные мероприятия для экспертизы важнейших решений по сотрудничеству и координации деятельности органов власти, академического сообщества, общественных организаций в области конструирования российской политической нации.
Надо отметить, что в этом мероприятии, имевшем большой резонанс в обществе, приняли участие и находившиеся на итоговом заседании члены Общественно-консультативного совета МЦПК. В резолюции конференции было предложено следующее: руководителям учебных заведений, Общественной палате РД, Уполномоченному по защите семьи, материнства и прав ребенка в РД, другим заинтересованным организациям акцентировать в основной школе внимание на обучении и воспитании у учащихся уважительного отношения к закону, на развитии навыков толерантного поведения на основе уважения конституционных прав и свобод других людей. Важным моментом становится участие в социально значимых акциях; – обратить внимание руководителей учебных заведений на особую роль работы старшеклассников с текстом – правовыми источниками, материалами СМИ, научно-популярной и учебной литературой. В процессе этой деятельности учащиеся приобретают навыки критического анализа различных текстов, самостоятельного поиска, анализа и использования информации.
30 мая 2018 г. в Махачкалинском центре повышения квалификации состоялось заседание круглого стола по теме: «Патриотическое воспитание молодежи: исторические традиции и современные реалии». Его участники обсудили вопросы реализации положений Стратегии развития воспитания до 2025 года и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.», целью которых являются воспитание государственно-ориентированного мировоззрения российской молодежи, формирование в молодежной среде общенационального российского патриотизма.
Участники обсуждения особо отмечали, что нельзя путать понятия «патриотизм» и «национализм». Руководство страны сегодня делает немало для того, чтобы вернуть утраченные в 90-е годы прошлого века самоуважение, любовь к Родине, гордость за свою страну. Сегодня нам нужно развивать и поддерживать перспективные проекты, направленные на эффективное противодействие фальсификации нашей истории, активно использовать возможности образовательных программ для проведения дополнительных занятий культурно-просветительской направленности по освещению героических страниц отечественной истории, истории народов России, и Дагестана в том числе, другим направлениям патриотического характера, противодействовать вовлечению школьной и студенческой молодёжи в экстремистские организации.
Что же касается СМИ, то им необходимо проводить патриотическую информационную политику, способствующую противодействию межконфессиональной конфликтности, формированию общественного мнения в поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей, национальных традиций и культуры. Социокультурные особенности региона создают специфическую среду, влияющую на формирование ценностных установок и ориентаций молодых людей. Поэтому нам важно воспитывать в сознании молодёжи неприятие экстремистских и террористических идей, противопоставления одних народов России другим.
Заинтересованно и конструктивно обсуждались в истекшем году вопросы на круглом столе по теме: «СМИ – общество – образование: проблемы медиабезопасности». Участники заседания акцентировали внимание на роли и ответственности каждого руководителя и гражданина в процессе создания условий для предупреждения и ограждения детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также на необходимости проведения экспертизы литературы для детей, на медиабезопасности как актуальном направлении медиаобразования.
В ноябре состоялся семинар-совещание по теме: «Наставничество в образовании. Дань моде или реальная необходимость?». Отмечалось, что для того, чтобы молодой специалист, начиная свою педагогическую карьеру в школе, легко адаптировался к новой профессиональной среде, в педколлективе организуется система наставничества. И плечо старшего товарища, как сказали бы раньше, очень кстати на этом этапе его становления. Опытный педагог может помочь теоретически, практически, ответить на возникающие вопросы и скоординировать деятельность молодого коллеги.
На семинаре-совещании говорилось о том, что большое количество молодых преподавателей приступают к работе в образовательных учреждениях ежегодно. У них возникают вопросы, ответы на которые молодые специалисты не найдут в изучаемых ими в студенческие годы курсах академической программы, в Интернете или во время коротких учебных школьных практик. Организационная культура учреждения и требования, учебная программа и подбор методов, форм и средств преподавания; родители, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и «дети с особыми потребностями» в классе – целый комплекс разноплановых новых задач и вопросов встаёт перед молодым учителем, и на них надо отвечать. И выступившие на семинаре-совещании попытались это сделать. Мы обсуждали в ушедшем году вопросы дополнительного образования, роль институтов гражданского общества в модернизации образования и другие актуальные проблемы.
На заседании Общественно-консультативного совета были предложены для обсуждения на круглых столах в новом 2019 году такие темы: «Информационная открытость государства: гарантии и эффективные способы ее обеспечения», «Местное самоуправление и образование», «Фальсификация истории как аргумент», «Молодежные гражданские инициативы как фактор устойчивого развития общества», «Современная молодежь: проблемы и перспективы».
Рекомендовано также Совету молодых педагогов РД при Рескоме профсоюза образования и науки РД совместно с МЦПК провести круглый стол по проблемам профессионального становления и развития молодых учителей. Отмечено, что материалы по итогам мероприятий находят отражение на тематической полосе «Дагестанской правды», на новостных лентах РИА «Дагестан», в телерадиопередачах РГВК «Дагестан» и ГТРК «Дагестан», в профильных газетах «Учитель Дагестана» и «Голос профсоюза образования» и в других СМИ. Собравшиеся на подведении итогов работы за 2018 год выразили огромную благодарность всем журналистам, освещавшим деятельность нашего Центра в прошлом году, и выразили надежду на плодотворное сотрудничество в году наступившем.
В 2019 году мы планируем поднимать следующие проблемные вопросы нашего образования: квалификация педагогов, школьный Интернет, работа с одаренными детьми, школьный учитель, его самообразование, дополнительное образование, социально-психологическая работа, вузы республики, средние специальные учебные заведения, профессиональные училища, школы искусств, родной язык, русский язык и другие. Думаю, что в наших заседаниях примут участие все, кто не равнодушен к проблемам образования.