Поможем сельской школе
Кровля протекает, трещины в стенах, побелка облупилась, оконные проёмы зияют пустотами, полы местами проваливаются… Здание Мочохской средней школы, что в Хунзахском районе (на снимке), давно пора если не сносить, то хотя бы привести в пригодное для учебного процесса состояние.
Углубляться в проблемы не хочется – старая постройка убедительнее всяких слов. Внешний вид полностью соответствует предметной упакованности классов: нет ни современного оборудования, ни мебели, ни досок, даже самых простых, а те, что есть, не пригодны для работы.
Вопрос о наличии интерактивных досок, полагающихся по новым стандартам образования как обязательный элемент, не стоит так остро: за годы разрухи здесь научились выживать. Зато на стене у стенда «Наша гордость» – с фотографиями учеников – не менее чинно висит диплом за 1-е место в межрайонном слете юных экологов. Каждый год трудности возникают и с набором первого класса. На фоне ветхого здания пришкольный двор — как глоток свежего воздуха: кругом зелень. Каждый выпускник по традиции сажает дерево во дворе школы. Здесь и многолетние сосны с березками, и совсем еще юные ели.
Летоисчисление храм знаний в Мочохе ведёт после Октябрьской революции. В 1929 году в доме местного жителя Амина открыли первую школу для детей и взрослых. А за пропуски занятий даже штрафовали – забирали что-нибудь из кухонной утвари или предметов труда: лопату, мотыгу, грабли… Учителем был Батал Абдурузаков, один из первых просвещенцев Дагестана. Копия грамоты, выданная Баталу с подписью «всесоюзного старосты» Калинина, хранится в Республиканском музее в Махачкале. В 1932 году на окраине села построили небольшой школьный корпус. В первый год Великой Отечественной войны открылся пятый класс. Директором и учителем был Гаджи Магомедов из с. Обода, так как все местные учителя ушли на фронт. В 1944 году школу закрыли и жителей переселили в Чечню – в село Хашки-Махки Ритлябского района, где ребята получали начальное образование. В старшую школу детям приходилось добираться через Чеченский лес в село Тлядаль. Особенно опасно было зимой, когда лес был полон волков. Лишь в августе 1957 года мочохцы вернулись в родное село. В 1963 году восстановили разрушенную школу и открыли восьмой класс.
Проект «150 школ» сменяет начатый в 2018 году по инициативе Главы Дагестана Владимира Васильева проект «100 школ», направленный на повышение качества предоставления образовательных услуг
Это и есть та самая школа. Когда-то здесь был интернат. Захожу в столовую. Вид, конечно, тот еще. Несколько лет назад в одном из кабинетов начальных классов сделали капитальный ремонт на спонсорские деньги выходца из села, московского бизнесмена Расула Юсупова. В этот раз спонсорскую помощь оказал депутат Народного Собрания республики Хучбар Хучбаров. Кроме того, подали заявку на участие в проекте «150 школ». Хорошо, что находятся люди неравнодушные к проблемам сельских школ. Ведь сегодня много говорят о том, что образование должно соответствовать современным стандартам, но аварийным школам не до модернизации, им бы на плаву удержаться.
Напомним, в системе общего образования республики насчитывается 1461 школа, где обучаются 393,2 тыс. детей; только 496 общеобразовательных организаций (33,9%) являются типовыми. Остальные не отвечают современным требованиям. В плачевном состоянии находятся многие школы.
Кизилюртовская гимназия №5 им. А.А. Алиева также подала заявку на участие в проекте: необходимы ремонтные работы стоимостью в 2,62 миллиона рублей на замену электроустановок, электропроводки, противопожарной системы. Поддержку администрации города намерены оказать два мецената.
По проекту «150 школ» органы местного самоуправления городов и районов могут получить из регионального бюджета софинасирование в размере до 2 миллионов рублей. Минимальное участие бюджета муниципалитета и привлечённых средств меценатов составляет 5 и 15%. Поддержке подлежат не только проекты по ремонту действующих школ, но и строительству новых.
Проект «150 школ» сменяет начатый в 2018 году по инициативе Главы Дагестана Владимира Васильева проект «100 школ», направленный на повышение качества предоставления образовательных услуг. Реализацию проекта возложили на Министерство экономики и территориального развития РД. Была создана межведомственная рабочая группа с участием представителей министерства: образования и науки, строительства и ЖКХ, финансов, информатизации, связи и массовых коммуникаций. За ходом ремонтных работ следила и «Дагестанская правда». В рамках проекта был проведен конкурсный отбор с участием 43 муниципальных образований, представивших заявки на участие 138 школ. По итогам заседания конкурсной комиссии прошли 117 общеобразовательных организаций, включая и школы в горных районах. Проект позволил значительно улучшить состояние инфраструктуры общего образования, а также сократить количество школ, размещенных в ветхих зданиях.