X
11:23 27.01.2023

Преемственность династии

«Счастлив, что выбрал дело, которое мне по душе. И с уверенностью могу утверждать, что учительское ремесло крепко держит меня на земле», – говорит педагог Алексей Шаулов.

В беседе он тепло отзывается о «малышне» – своих учениках начальной школы. Принимает за основу неписаное правило: школа не место работы, а дом, в котором свои законы. И он следует им на протяжении 26 лет.

– Почему начальная школа? После окончания филфака ДГУ по специальности «русский язык и литература», посоветовавшись с родителями, пришёл в психолого-педагогическую гимназию в Махачкале, – рассказывает Алексей (на снимке с учениками). – О ней тогда говорили, как об одном из лучших образовательных учреждений города. Здесь мне и предложили свободную вакансию учителя начальных классов. И первое, что заставило всерьёз отнестись к учительскому делу, – исходящая от моих маленьких подопечных живая энергетика. Ребята в учителе видят прежде всего наставника. А это как в обычной дагестанской семье, где отец – главный человек.

«Окунувшись в детство», понял и другое, что уже не сможет оторваться от ребятни, в которую он должен вложить знания, многому научить, разглядев талант, внушив, что каждый из них – личность. «Это ведь только на первый взгляд они беспомощные, – говорит педагог, – но в каждом из них чувствуется характер, интерес к той или иной деятельности».

Учитель в третьем поколении, Алексей оказался для своих учеников той самой путеводной звёздочкой в мир знаний, что открывает ребёнку дорогу в будущее. Сам учился на отлично, впитывал педагогический опыт, познавал все тонкости будущей профессии. Со временем разработал уникальные авторские методики, благодаря которым вырос в крепкого профессионального педагога-исследователя, использующего самые современные образовательные и воспитательные новации.

Кандидат педагогических наук, Алексей защитился по методике обучения русскому языку в начальных классах.

– Мне не пришлось руководствоваться только классическими инструментами, – замечает он. – В своей работе отразил собственные педагогические разработки, уникальность которых заключалась в ежедневной практике учителя, шаг за шагом прослеживающего перемены в восприятии учениками лингвистических особенностей языка и литературы. Помогало и параллельное преподавание в старших классах – обогащало образовательный кругозор. Моя педагогическая деятельность сочеталась с воспитательной, и перерывов в ней быть не могло.

Рабочий день педагога негосударственного образовательного учреждения Минобрнауки РД заполнен до предела. Семнадцатый год трудится в одном из центров Махачкалы. И многое из того, что происходит в современном образовании, апробируется в учреждении, где профессиональный педагогический коллектив успешно применяет новейшие методики, выращивая, если так можно выразиться, менеджеров, готовых в будущем к самостоятельному выбору.

Алексей Валерьевич считает, что многое ему дала и работа в Дагестанском научно-исследовательском институте педагогики им. Тахо-Годи, своеобразном всеобуче национальной школы, сохраняющем бесценный языковой опыт многонационального Дагестана, который можно назвать уникальным. И говорит о важности развития языков, совершенствовании национальных языковых методик, которыми он щедро делится с коллегами, педагогами сельской школы, считая их «золотым национальным языковым фондом». Он рассматривает эту дисциплину в непосредственной взаимосвязи с русским языком, на котором изъясняются дагестанские билингвы.

Учитель в третьем поколении, Алексей оказался для своих учеников той самой путеводной звёздочкой в мир знаний, что открывает ребёнку дорогу в будущее. Сам учился на отлично, впитывал педагогический опыт, познавал все тонкости будущей профессии

– Языковая идентичность привлекает в горный край учёных-языковедов со всего мира, что даёт возможность не просто расширять языковые рамки, но и стараться избегать обеднения языка – культурного наследия предков, – утверждает педагог. В его словах ощущается искреннее сопереживание за судьбу родных языков, которым, по его мнению, нужно дать второе дыхание, чтобы новая поросль дагестанцев знала и понимала, что языки нуждаются в поддержке, иначе вместе с ними уйдёт историческое прошлое малой родины, чего нельзя допустить.

– Этнокультура – это дагестанский бренд, – замечает Алексей Валерьевич. – И нам, педагогам, необходимо транслировать культуру Дагестана, его обычаи, устои и традиции. Важно, чтобы дагестанцы не утратили самобытность, своеобразный уклад жизни, ведь мы являемся носителями древней культуры и обычаев.

Перерабатывая всё усвоенное за многолетнюю профессиональную деятельность, формируя образовательный инструментарий, позволяющий следовать ФГОСам, он использует в практике обучения конкретные знания, что дала советская школа. Учитель видит свою роль в наставничестве, рассматривая его как образовательный, воспитательный компонент.

Выпустил четыре начальных класса, а это целый отрезок жизни, наполненный творчеством. Стал победителем в республиканском конкурсе «Учитель года – 2023» среди негосударственных общеобразовательных организаций, подведомственных Минобрнауки РД.

«Для меня это возможность не только дальнейшего роста, но и желание делиться образовательными новациями с коллегами», – делится Шаулов. Он улыбается, когда вспоминает, как его бывшая учительница, а теперь родительница одного из его учеников, воскликнула: «Что ты делаешь с нашими детьми? Во время каникул они рвутся в школу». И с благодарностью говорит о своём главном наставнике Георгии Николаевиче Сивриди, вдохнувшем в своего студента искру любви к русскому языку, литературе.

– Это то самое наставничество, что должно стать ярким примером учительского рвения, желания обрести особый почётный статус педагогического работника, – говорит Алексей.

Он уверен, что объявленный в нашей стране Год педагога и наставника исключит тот просчёт, когда иной раз формальный подход к классному руководству сводил на нет индивидуальную работу с каждым учеником.

– Мало быть хорошим учителем, надо чувствовать, чем живёт твой ученик, что его волнует, что он может доверить только близкому человеку, которым ты для него должен стать, – верит педагог. – Поэтому необходимо быть самодостаточным, а главное, неравнодушным человеком. Среди моих учеников разные возрастные группы, и я знаю о них если не всё, то многое. Вот такой взаимообмен учит каждого из нас. Ведь зачастую ребята попадают в иную реальность, в которой им некомфортно по какой-либо причине. Чтобы адаптировать их, нужно вовлекать в школьную жизнь, в общение со сверстниками, чтобы не попали в дурную кампанию, не застряли в виртуальном пространстве, где им могут найти применение различного рода экстремистские группы.

Важно понимать, считает он, что невозможно прийти домой и выкинуть из головы учеников, коллег по работе. В этом особый учительский склад характера. И выбирая эту профессию, необходимо измерять свои силы, осознавая, что придётся многим жертвовать.

Он уверен, что «Разговор о важном» – предмет особый. Ведь это не только рассказ о том, что такое героизм во время Великой Отечественной войны и спецоперации на Украине, но и всё то, из чего складывается образ гражданина страны, патриота, интернационалиста. Это представляется одним из основных воспитательных инструментов, когда ты, анализируя классические произведения, осовремениваешь образы, предлагая своим ученикам задуматься над тем, что облагораживает человека, что делает его духовно-нравственным, гуманным.

Коллеги часто обращаются к Алексею Шаулову за помощью, ощущая в нём то, что зовётся педагогическим талантом. Он нарасхват. Работает и директором частной воскресной школы, где учеников обучают социальным и бизнес-проектам, финансовой грамотности, и заместителем директора каспийской школы № 3. А ещё известен как прекрасный певец, исполнитель патриотических песен: к 65-летию Победы выпустил диск с песнями военных лет.

Как он всё успевает? Говорит, что на то он и учитель, чтобы уметь планировать свой рабочий день. Рассказывает, что к строгому распорядку дня его приучили родители-педагоги, преподаватели ДГПУ – мама Зинаида Викторовна, хормейстер Дагестанского театра оперы и балета, и отец Валерий Лазаревич, известный композитор, член Союза композиторов республики.

«Ответственность передаётся по наследству», – убеждён Алексей.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

22
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

12
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

40
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

115
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...