Купить PDF-версию
12:45 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
20:56 10.06.2014

Приоритет — инновационному обучению

Развитие системы высшего профессионального образования в условиях инновационной экономики стало основной темой круглого стола регионального отделения движения «Общероссийский народный фронт - за Россию». Он был организован для подготовки предложений на Всероссийский форум «Приоритеты национального образования в России» в Москве.

Отдельной темой для дискуссий организаторы выделили вопросы устранения дублирования в подготовке кадров и борьбе с коррупцией в вузах Дагестана. В  работе круглого стола приняли участие сопредседатели регионального отделения ОНФ Мухтар Оздеаджиев, Татьяна Рассохина, приглашенные представители отраслевых ведомств, педагогическое сообщество республики. 

Открывая круглый стол, профессор ДГУ, член ОНФ Мустафа Билалов отметил, что предложенная для обсуждения тема  актуальна для нашей республики, где на протяжении ряда лет наблюдается дублирование в подготовке кадров для дагестанской экономики. Результатом стали деформирование рынка труда, перепроизводство отдельных специальностей и дефицит востребованных в промышленном производстве специалистов. И это касается не только вузовского образования, но и рабочих профессий, не находящих спроса внутри республики. 

Анализируя состояние подготовки кадров вузами республики, потребность трудозанятости, замминистра труда и социального развития РД Патимат Хваджаева обратила внимание на такой факт, как трудоизбыточность региона. Она характеризуется складывавшимся на протяжении десятилетий отставанием темпов создания рабочих мест от роста численности трудовых ресурсов, связанным с высоким естественным приростом населения. 
 
— Сегодня,- подчеркнула П. Хваджаева,- среди основных причин, затрудняющих трудоустройство выпускников вузов, – низкая стартовая оплата труда молодых специалистов, в связи с чем наблюдается трудовая мотивация молодежи, а также несоответствие характеристик вакансий и условий труда, связанных с притязанием выпускников. В свою очередь, как показывает практика, работодатели зачастую не жалуют молодежь из-за отсутствия опыта работы, практических навыков по специальности, а порой и за низкий уровень профессиональных знаний. 
 
Свою точку зрения на развитие системы высшего образования высказал профессор ДГУ Абдурахман Гаджиев. По его мнению, сегодня необходимо вкладывать силы в экономику знаний. К сожалению, Россия отстает от более успешных стран с инновационной составляющей. И процент инноваций достигает от 3 до 7, тогда как в развитых странах он достигает 72 проц. Он также отметил, что сегодня промышленность Дагестана находится в сложном состоянии, напрямую завися от тендеров, ритмичности заказов, что не позволяет выстраивать многоступенчатую кадровую политику. В количественном составе наличие аспирантов, докторантов в нашей республике на порядок ниже. А ведь научная деятельность строится на исследованиях в различных областях.- Нам необходимо воспитывать инновационный потенциал начиная со школы,- подчеркнул Абдурахман Гаджиев,- формировать систему инновационной культуры. Ведь молодое поколение в основе своей не мотивировано на инновации. И здесь необходимы системные преобразования. 
 
Прозвучала на круглом столе и тема кадрового обеспечения малого и среднего предпринимательства, которое, как известно, является признаком устойчивости развития общества, создания среднего класса. 
 
Свое видение сложившегося в нашей республике положения в отрасли высказал начальник Управления по развитию малого и среднего бизнеса Министерства торговли, инвестиций и предпринимательства РД Махач Магомедов. Он сообщил, что малое и среднее предпринимательство относятся к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической стабильности, динамичного общественного развития, освоения производств новых видов товаров, повышения качества услуг, социальной стабильности общества. И поэтому особое внимание уделяется вопросам подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства. 
 
В качестве проблемных зон М. Магомедов выделил низкую долю занятости молодежи в сфере малого и среднего предпринимательства, ограниченный доступ ее к информационным ресурсам, недостаточный уровень знаний в области юридических, экономических, финансовых наук, вопросов менеджмента, маркетинга, психологии, социологии, учета и управления. 
 
Касаясь темы коррупции, профессор, зав.кафедрой ДГМА Магомед Ризаханов особо подчеркнул, что коррупция в вузах республики — следствие нескольких факторов, среди которых низкая зарплата педагогов, вторая связана с ментальными особенностями нашей республики, когда  среднестатистический родитель практически не озабочен реальным уровнем воспитания и образования своего ребенка. Он лишь стремится к престижной корочке о высшем образовании. Третья причина заключается в том, что в республике нет политики по созданию конкурентоспособной среды для выпускников вузов при отборе на работу. И специалисты высокого качества оказываются за бортом. Ситуация в вузах не изменится, констатировал М. Ризаханов, пока оценки в сертификатах, выдаваемых по результатам экзаменов, не будут соответствовать реальным знаниям выпускников школ, их обладателей. 
 
По мнению же члена ОНФ, собственного корреспондента ОАО «Первый канал» Алика Абдулгамидова, мониторинг выступлений  представителей вузов в СМИ показал, что все заявления в конечном счете сводятся к постулатам: мы- лучшие, у нас нет коррупции, а знания соответствуют европейским стандартам. Это одна сторона медали. Общество же уверено в том, что коррупция- главная проблема высшего образования республики, вторая причина — слабый уровень подготовки абитуриентов. И на третьем месте — низкая зарплата преподавателей. 
 
В ходе круглого стола  прозвучали конкретные предложения по выводу отрасли из сложившегося положения, упорядочиванию в вузах республики дублирующих профессий, подготовке востребованных экономикой специалистов. По итогам круглого стола были выработаны рекомендации. 

Статьи из «Образование»

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

12
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...