Приятные впечатления и подарки
Всем без исключения детям закон гарантирует одинаковые права. Но если говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья, тут не всё однозначно.
Да, в последнее время отношение к ним изменилось в лучшую сторону, свою роль сыграло и инклюзивное образование. При этом многим детям-инвалидам нередко приходится жить с ярлыком «необучаемые». Изолированность от общества не позволяет ребёнку оценить свои возможности, быть любознательным, интересоваться наукой и искусством. А это несправедливо, считают неравнодушные люди.
– Мы учим детей писать, читать. Важное значение имеет развитие вне образовательных учреждений, поэтому мы частые гости музеев и театров республики. Делаем всё от нас зависящее, чтобы дети сдружились, ведь каждый ребенок хочет быть услышанным. Ежегодно в преддверии новогодних праздников наш центр совместно с благотворительным фондом «Чистое сердце» организует акцию «Сильные духом». Добрую инициативу в этом году приурочили к Всемирному дню инвалидов, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Республиканского центра дистанционного обучения детей-инвалидов Патимат Хирамагомедова.
Дети принимали активное участие в музыкально-театральных постановках с аниматорами, пели песни, танцевали, читали стихи. Домой они увезли не только приятные впечатления, но и, конечно же, подарки.
Инициатором и идейным вдохновителем акции является руководитель учреждения Гаджимурад Усманилаев. Не остались в стороне и дагестанские меценаты и спонсоры, имён своих благотворители просили не называть.
В мероприятии участвовали 354 ученика из 41 района и городов, обучающихся в центре, который, к слову, функционирует с 2010 года. Каждый ребёнок-инвалид c сохранным интеллектом, не посещающий образовательные учреждения по состоянию здоровья и не имеющий противопоказаний в работе с компьютером, может проходить здесь обучение.
Казалось бы, в республике созданы условия, обеспечивающие получение среднего образования детьми в соответствии с их физическими и умственными особенностями, с учетом специфики заболевания и психофизического развития. Но выяснилось, что о существовании самого учреждения знают немногие.
– Девочку мы записали на домашнее обучение при общеобразовательной школе. Однако меня не устраивало, что педагоги будут уделять моему ребёнку всего лишь два часа в неделю. В школе посоветовали обратиться в Управление образования Кизилюрта. Но я не понимаю, почему родители должны просить положенное, на мой взгляд, количество часов, – недоумевает мама 7-летней Мадины Зульфира Мужайдинова. – Чтобы не потерять драгоценное время, стала искать другие варианты, решила записать дочь в частную школу. Родственники и друзья были в курсе проблемы, они отправляли мне разные ссылки, по одной из которых я узнала о том, что у нас есть Республиканский центр. Сначала дистанционное образование казалось нереальным и, по правде сказать, бессмысленным. Но, встретившись с коллективом, узнав о возможностях центра, о том, что его выпускники поступают в ведущие вузы и ссузы страны, мы остановили свой выбор на нем и не прогадали. Надо сказать, что обучение действительно ведется по индивидуальным образовательным программам и планам, разработанным в соответствии с рекомендациями ответственных служб, с запросами семьи и медицинскими показаниями.
Прогресс чувствуют не только родители, но и сама Мадина. Она стала более коммуникабельной, любит читать. Учеба позволяет ей оценить свои возможности, а главное – укрепляет веру в себя.
– В одном классе с моей дочерью обучается 18-летний молодой человек, он только учится составлять из букв слова и писать под диктовку, – делится Зульфира.
В классе их всего двое. На связь с педагогами выходят по расписанию, перемена как в обычных школах.
Рабочее место состоит из портативного компьютера, лазерного принтера, сканера, цифрового микроскопа, фотоаппарата, графического планшета. Программное обеспечение адаптировано с учетом заболевания ребёнка. Практика показывает, что обучение с использованием новых технологий значительно расширяет возможности детей с особыми образовательными потребностями, позволяет во многих случаях обеспечить освоение основной программы в полном объёме.
Для детей с ОВЗ система дистанционного обучения в некоторой степени «окно в мир», позволяющее ребёнку найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Поэтому ориентация на эту форму обучения вполне логична и оправданна.
Понимают это и родители учеников. Если в 2010 году в центре обучались всего 37 детей, то в текущем учебном году их более 300.