Профессия дальнего действия
Иногда родной язык ей даже снится. «Это образ моей родины, он осязаемый, близкий, наполненный светом. С ним ты рождаешься, с ним уходишь. И это то, что держит каждого человека на земле», – говорит моя собеседница Насибат Гаджиева, преподаватель родного языка Краснопартизанской школы Сергокалинского района.
Интересуюсь у нее, почему выбрала учительство, а она отвечает, что почти все в роду педагоги – мама, две сестры, брат. А отец Зайпулла Абдулагаджиевич – зоотехник по специальности.
«Я хорошо училась, увлекалась рисованием, биологией. И мне советовали поступить на художественно-графический или биологический факультеты. Но мама Сапият Ибрагимовна, проработавшая директором школы 34 года, отговаривала: родня не хотела, чтобы я далеко от родителей уезжала. Так и вышло. Закончила избербашское педучилище, там еще мама училась, она говорила, что здесь дают знания лучше, чем в вузе. Профиль был подходящий: учитель начальных классов и родного языка», – рассказывает Насибат Зайпуллаевна.
После окончания учёбы работала год учителем в родной школе, потом решила поступать в ДГУ. Близкие советовали закончить экономический факультет, мол, переведешься, куда душа потянет, если захочешь. Тогда ведь время было такое, «экономическое». Вот так и получила диплом экономиста. Вышла замуж, вернулась в село на прежнее место работы. И сразу ощутила себя на своем месте.
Вот так работает Насибат уже 23 года учителем родного языка. Признаётся, что это приносит ей особое удовольствие: раскрывать таинство языкового многообразия, говорить о предмете не только с точки зрения языковой семантики, но и культурных традиций, обычаев, рассказывая о древней истории, национальных героях, исторических событиях.
Педагог сетует на то, что в старших классах, где она преподает родной язык, разговорная речь слабая, потому что дома по большей части говорят на русском языке. Рассказывает, что и в начальной школе всего лишь три часа в неделю выделяется на ее предмет, а в старшей (до 9 класса) сократили с четырех до двух часов изучение родного языка и литературы. В 10–11-х классах вообще только по одному часу предусмотрено.
«Мы работаем в соответствии с примерным планом, – говорит педагог, – а он не предусматривает увеличения количества часов на наш предмет. Но развивать языковые навыки необходимо. Происходит тотальная унификация, и чем больше мы говорим об утере языковой практики, тем больше ситуация усугубляется. К тому же крайне не хватает учебников. И учитель должен ухищряться, чтобы ученики усваивали родной зык с помощью периодических изданий на родных языках».
Насибат Гаджиева рассматривает образовательный процесс как национальный всеобуч, предусматривающий развитие языковой культуры во взаимосвязи с богатейшей многонациональной палитрой прозы, поэзии, отражающих в своих произведениях жизнь, быт, ремесла, культурное наследие дагестанцев
Насибат Гаджиеву можно назвать подвижником родного слова. Под ее авторством вышли такие методические издания, как «Нетрадиционные уроки даргинского языка и литературы», «Национальные костюмы Дагестана», для внеклассного чтения – «Певец родного края», посвященное народному поэту Р. Гамзатову, «Талисман гор» – о творчестве народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой.
Педагог рассматривает образовательный процесс как национальный всеобуч, предусматривающий развитие языковой культуры во взаимосвязи с богатейшей многонациональной палитрой прозы, поэзии, отражающих в своих произведениях жизнь, быт, ремесла, богатейшее культурное наследие горцев.
А разработанные ею нетрадиционные уроки даргинского языка и литературы, по мнению рецензентов, – первая работа сложной тематики. Как отмечается во вступительной части пособия, применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе меняет характер взаимодействия между учителем и учеником. И авторская новизна заключается в том, что в системе дисциплин, изучающих родной язык и литературу, не существует разработок, в которых используются ИКТ на даргинском языке, технологическая карта урока, что обуславливает актуальность и важность проводимой работы.
«Каждый язык, пусть даже самого малочисленного народа, – это его спрессованная веками история, ценнейшие объекты природного и культурного наследия всего человечества»… Глубокая и разносторонняя работа автора заключается в том, что даны конкретные готовые планы по различной тематике, развернутый план-конспект открытого урока с презентацией, планами нетрадиционных уроков.
Новые технологии несут в себе воспитательные элементы, прививая детям языковые навыки и умения, приучая детей наблюдать изменения в природе, смене времен. Педагог творчески подходит к тематике с точки зрения изучения фольклора. Художественные произведения «ценны тем, что определяется весомость вклада художника слова в обогащение национального литературного языка», отмечает профессор, доктор филологических наук У. Гасанова.
Насибат Гаджиева уверена, что главная задача – пробудить интерес к учебной деятельности, добиваясь проявления у учащихся активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Она считает, что в последние годы интерес к нетрадиционным урокам усилился, что связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, создавшими определенные условия для перестроечных процессов, новые типы уроков, активное внедрение различных педагогических методов и способов развития гражданской позиции учащихся.
Насибат Зайпуллаевна убеждена, что и внеклассный урок «Разговор о важном», введенный в школьную программу, нацелен на осведомленность подрастающего поколения, живущего в условиях информационной войны, о целях и задачах СВО, воспитание патриотизма не только на уроках Великой Отечественной войны, но и спецоперации, проходящей при ктивоном участии НАТО – США, по сути развязавших битву против нашей страны. И сегодня речь идет о спасении Родины, которой приходится отвечать на внешние угрозы. Но в этой жестокой схватке нужно уметь парировать удары тех, кому на руку развал России, кто стремится внести смуту, дезавуировать общество, вести подрывную деятельность.
Учительница считает, что сегодня школа – это передний край, где идет борьба за новое поколение, которое зачастую попадает в информационные ловушки, а выбраться из них трудно, порой просто невозможно. И нужно знать, как отвечать незримому врагу. В таких условиях необходима мужская педагогика, считает она.
«Время суровое, и мужское воспитание должно стать внутришкольным катализатором, определяющим фактором в воспитательном компоненте, который иной раз расходится с родительской риторикой. В нашей школе работают четыре педагога-мужчины, и, конечно же, это положительно сказывается на атмосфере», – делится собеседница.
Неравнодушный человек Насибат Зайпуллаевна живет жизнью школьного коллектива, являясь руководителем районной ассоциации учителей, модератором даргинского языка республиканской ассоциации учителей родного языка и литературы. Ею проделана большая работа по организации мастер-классов, открытых уроков, внеклассных мероприятий, которым уделяет особое внимание. Другое не менее важное направление – оказание методической помощи, организация и проведение олимпиад, конкурсов.
Педагог говорит и о неоценимой помощи коллег, руководителя районного управления образования Ханум Исаевой, проводника самых современных образовательных технологий и просто душевного человека, объединяющего педагогическое сообщество района. Руководитель считает свою коллегу Насибат Зайпуллаевну патриотом, для которой изучение родных языков – дело кровное. «Предмет берет меня за душу», – так эмоционально рассуждает отличник образования РД Насибат.
В 2018 году, став победителем республиканского этапа конкурса «Лучший учитель родного языка», она достойно представила республику на федеральном уровне, одержав победу и во всероссийском конкурсе в номинации «Народное признание». Ее участие в финале республиканского конкурса методических разработок и проектов, республиканском конкурсе «Второе дыхание родным языкам», региональном этапе Всероссийского конкурса методических разработок и проектов «Учитель – профессия дальнего действия», конкурсе на присуждение премий лучшим учителям за достижение в педагогической дейтельности-2022 – это желание обогатить педагогическую копилку интересными новациями.
Насибат Гаджиева без устали пополняет свое портфолио новыми знаниями, и можно только позавидовать ее профессиональному куражу, а еще неравнодушию к учительскому делу. В этом ее педагогический эксклюзив.