Прогрессивное образование
Вынужденная самоизоляция в связи с пандемией коронавируса обозначила несколько тенденций, о которых, как выясняется, раньше мы имели довольно поверхностное и нечеткое представление. Не осталось в стороне и дистанционное образование детей.
Конечно, после окончания эпидемии все вернется на свои места, несмотря на разного рода истерии по поводу того, что школы больше не будут работать в привычном режиме. Четкую позицию Министерства образования Дагестана по этому вопросу обозначила его руководитель Уммупазиль Омарова: «Дистанционное обучение – это опыт, но оно никогда не заменит школу».
Процесс дистанционного обучения пролил свет на многие проблемные стороны, возникающие при его проведении. Во-первых, те ресурсы, на которых предлагается вести «дистанционку», их крайне мало, что ведет к перегрузке системы и ее сбою. А, во-вторых, усложнилось усваивание школьной программы, которая и без того довольно обширна, а через интернет-технологии ее освоить многим очень тяжело.
И дело здесь не только в том, что даже не все родители имеют представление о базовой компьютерной грамотности, но еще и в том, что ребенок выпадает из социального окружения. А это и является основой классического образования. Но, как выясняется, такая проблема не нова, и в разное время ее пытались решить, во многих случаях успешно.
Так получило развитие прогрессивное образование. Уклон в таком образовании делается на феноменальную обработку большой информации, то есть на качественное развитие памяти. А уже потом в старших классах дают необходимые общеобразовательные знания.
Возможно, такой подход в образовании кому-то покажется сомнительным, но реальность сегодня четко показала, что некоторые идеи для современного классического образования могут быть полезны.
Так, у нас в Дагестане, в селе Хрюг еще с мая 2018 года успешно развивается современный центр просвещения Luminary – одна из самых крупных инициатив, которая поддерживается Московским международным салоном образования. Камил Магомедов, руководитель проекта, рассказывает, что идея построить центр появилась у 85-летнего заслуженного учителя РД Махмуда Абдулкеримова, создавшего фонд «Просвещение» еще в 2008 году. Первые шаги фонда были направлены на компьютеризацию сельских школ Дагестана.
Как говорит Камил Магомедов, цель проекта – дать сельским детям возможность смотреть на современный контекст и будущее через призму тех изменений, которые происходят.
– В нашем Центре два вида программ: постоянные и модульные, – поясняет Магомедов. – В рамках постоянной дети регулярно посещают занятия по одному предмету. Модульная программа длится месяц, на протяжении которого одну тему изучают через разные форматы: видео, игры и воркшопы. Наши направления – программирование, фотография, английский и китайский языки, астрономия.
Мы вдохновлялись центрами TUMO в Армении, Alt School в Сан-Франциско, проектами Khan Academy и School in the Cloud , The School of Life в Лондоне и опытом Института «Стрелка». Из-за отдаленности Центра от больших городов большая часть программы идет через Skype-сессии и проектные задания, – говорит руководитель проекта.
К работе подключаются и местные преподаватели. Периодически в Хрюг приезжают эксперты, которые в течение недели занимаются с детьми. В конце курса проходит люминариада – викторина-экзамен, которая показывает результаты обучения. Однако сегодня, как и большинство учреждений, Центр закрыт. Учеба продолжается в онлайн-режиме.
– Не у всех детей есть техническая возможность участвовать в трансляциях и мероприятиях, – отмечает Камил Магомедов. – Особенно сложно жителям сельской местности, а также многодетным семьям, где одним компьютером пользуются 3-5-7 детей.