Прощай, «домашка»?
Как-то незаметно сын окончил первый класс. Супруга, конечно, со мной не согласится – незаметно для меня, но не для нее. А я и не спорю. У нас в семье так: следить за успеваемостью детей – зона ответственности мамы. Это в том числе многочасовые домашние задания (порой возникает ощущение, что предназначены они больше для родителей).
В высоких кабинетах, судя по всему, всерьез озаботились данным вопросом. Вице-спикер Госдумы от «Новых людей» Владислав Даванков считает, что пришло время разработать закон, отменяющий «домашку» для школьников, рассказали РИА Новости в пресс-службе партии.
По его мнению, задания на дом могли быть эффективны в эпоху без интернета, сейчас же, по сути, учащимся прививают аллергию к знаниям. Новость о предложении лидера партии быстро разошлась по пабликам и стала предметом широкого обсуждения.
«Давая домашнее задание, учитель не знает и не интересуется, что задано ученику по остальным предметам. Иногда кажется, что учителя соревнуются между собой, кто из них больше нагрузит школьника. В итоге бывают целые «завалы», которые дети разгребают до полуночи с родителями. Вместо сна», – жалуется одна из родительниц.
«Детям нужны экскурсии, кружки, трудовые десанты… Дайте детям жить! Составьте правильно программы! Где модель выпускника? Всё на родителей свалили и ножки свесили!» – негодует другой пользователь.
Реакция последовала сразу
Вопрос о полной отмене домашних заданий, понятное дело, сам по себе дискуссионный. И реакция не заставила себя долго ждать. Коллега Даванкова, член Комитета Госдумы по молодежной политике Евгений Марченко полагает, что в такой ситуации школьники посвятят освободившиеся часы праздному существованию – бесцельному времяпровождению в соцсетях и компьютерным играм.
Член Комитета Госдумы по просвещению, участник интеллектуальных телеигр Анатолий Вассерман также выступил против этой инициативы.
«Во-первых, невозможно ограничиться уроками для преподавания всего нужного объема даже не столько знаний, сколько навыков работы со знаниями. Ведь знания – лишь сырье для работы ума. И пока ум не умеет работать с этими знаниями, он фактически бездействует. Навыки работы надо осваивать в первую очередь самостоятельно», – заявил Вассерман в разговоре с «Лентой.ру».
Вторая причина: домашние задания приучают к самодисциплине и самоограничениям, убежден политик.
Некоторые депутаты высказались в таком духе, что задания необходимо дозировать, чтобы не перегружать ребёнка и дабы их выполнение не вызывало у него негатива, отторжения.
Со «скрипом» за парту
Мнения, как видим, самые разные. Но раз тема предложения депутата обсуждается в Сети, может, действительно имеет смысл уделить предметное внимание вопросу, пересмотреть «правила игры». Большинство моих знакомых вовсе не против рассматривать «домашку» именно как закрепление материала, пройденного в школе. Речь-то сейчас о другом. Реальность такова, что программа в образовательных организациях настолько усложнилась, а учителя так сильно загружены, что в итоге ее освоение перекладывается на родителей.
Никто не подвергает сомнению тот факт, что на начальном этапе обучения закладываются компетенции, основа, общая база. А учитывает ли та же школьная программа наличие периода привыкания к учебному заведению? Как быть, если ученик «со скрипом» садится за парту?..
Надо еще понимать, что не все первоклашки приходят учиться, владея начальными навыками чтения, письма, устного счёта. Уроки даются тяжело, без помощи взрослых тут не справиться. Ну а подготовленные дети к концу учебного года просто-напросто выдыхаются: у них не бывает сил сосредоточиться на выполнении задач, пропадает желание посещать занятия. Много дополнительных заданий дают и на летний период. Спрашивается, когда же им отдыхать?
Учитывать интересы детей
Вспоминаю одну из наших бесед с Шамилем Гимбатовичем Алиевым (академик, общественный деятель, один из ведущих разработчиков торпедного и ракетного оружия).
«Я иногда в близком кругу говорю: школа – это вредная организация. Разумеется, в шутку, с долей иронии. А если серьёзно, то обучать детей, давать им знания не главная задача общеобразовательного учреждения. Школа должна в первую очередь развивать способности, вырабатывать в ребятишках страсть к чему-либо. Чтобы эта страсть оставалась в них на всю жизнь», – делился своими соображениями о роли учебного процесса известный учёный.
Здесь мы приводим мнение человека, пришедшего в оборонную промышленность в 16-летнем возрасте, когда научная мысль активно напрашивалась. Хотя были люди, не понаслышке знакомые с атомной промышленностью и ядерной энергетикой.
И вот что интересно: сам Шамиль Гимбатович точно не знает, в каком возрасте начал считать, никто его этому не учил.
«Впрочем, может, и учил, только я ведь не слушал на уроках, более того, искал повод, чтобы наглядно показать, что мне не интересен тот или иной предмет. Бывало, спрашивал у учителей: «Зачем мне это?». А мне отвечают: «Тебе пригодится». Для чего пригодится? Я же не беру с собой на всякий случай бульдозер. Это не означает, что так надо. Это означает, что следует учитывать интересы детей. Ребёнку нравится русская литература и абсолютно чужда математика. Так зачем нанимать репетитора по математике?» – задается вопросом академик Алиев.
…Тема серьёзная. Редакция приглашает к разговору заинтересованные структуры, ведомства и родителей школьников.