Башир Керимович Далгат родился в начале ноября 1870 года в селении Урахи Даргинского округа. Когда его отец трагически погиб (был судьей), то на попечение мальчика взял дядя – статский советник Магомед Далгат.
Дядя был первым из даргинцев, получившим еще в XIX веке высшее медицинское образование. Он определил Башира в Ставропольскую классическую гимназию. После окончания гимназии молодой человек поступил на юридический факультет Петербургского университета, где за отличную учебу был зачислен на получение персональной стипендии.
Помимо юридической специальности прослушал на естественном факультете курс химии, физики, астрономии. Слушал и лекции выдающегося ученого Дмитрия Менделеева.
***
Будучи еще студентом, Башир Далгат начал принимать участие в научных экспедициях и туристических экскурсиях по Кавказу. В совершенстве владел латынью, греческим и французскими языками. Выступал в Петербурге с чтением своих рефератов о нравах и укладе жизни дагестанцев, осетин, чеченцев и ингушей.
Один из его рефератов, прочитанных в 1892 году на семинаре профессора В. Вепри, по словам русского ученого, «отличался выдающимися достижениями».
Деятельность дагестанца как этнографа-кавказоведа и фольклориста проходила в тесной связи с крупнейшими русскими учеными М. Конским, В. Миллером, Н. Трубецким, Д. Анучиным.
***
Учебу в университете Башир завершил в 1895 году, получив диплом высшей степени. В числе лучших выпускников юридического факультета, удостоившихся этого звания, были также Владимир Ленин и Петр Струве.
Из Петербурга он возвратился во Владикавказ, где познакомился с известным осетинским поэтом Коста Хетагуровым. Тот пригласил дагестанца к себе домой. Сказал Далгату:
– Очень рад, что среди нас, горцев, есть такие выдающиеся ученые личности, как вы.
Башир ответил:
– А я восхищаюсь вашей поэзией. Такие талантливые стихи редко встречаются для чтения. Вы очень хорошо владеете формой.
– Благодарю вас.
– А приходилось ли вам читать стихи моего родственника поэта Омарла Батырая?
– Нет.
Он вытащил из кармана пиджака вчетверо сложенные листки и сказал:
– Тут несколько стихотворений. Я перевел их на русский язык. Потом выскажите ваше мнение.
Хетагуров не стал ждать и тут же, устроившись на старом диване, начал внимательно читать. Когда прочитал, то восторженно воскликнул:
– Это восхитительно! Как я могу с ним познакомиться?
– Надо поехать в Урахи, он там живет.
– Непременно поедем! Такие стихи надо издавать в каждом литературном сборнике.
По воспоминаниям дагестанского поэта Гасана Гузунова, встреча двух выдающихся поэтов состоялась в 1899 году. Коста и Омарла весь день и половину ночи наперебой говорили о поэзии. Переводчиком у Батырая был Башир Далгат.
***
В период с 1908 по 1914 год Далгат неоднократно бывал в горах и на ледниках Кавказа, совершил ряд восхождений на Казбек и Эльбрус. О всех наблюдениях делал регулярные сообщения и доклады в различных научных обществах. Это были доклады о географии и природе Кавказа, геологическом строении гор и малоизученных в то время ледниках.
После Октябрьской революции Далгат активно включился в работу органов новой власти на Кавказе, был назначен на пост члена Владикавказского окружного народного суда.
В 1920 г. Реввоенсовет командировал его в Дагестан для восстановления ртутного рудника. Осенью 1922 года он был приглашен в ДагВЦИК руководителем юридической службы. Здесь и работал до 1928 г. и внес большой вклад в составление законопроекта для вновь созданного Наркомата.
И вместе с тем Башир Керимович продолжал заниматься научной деятельностью. Он пишет трактаты о традициях и обычаях горцев, отражавших специфику проживания в горах, требовавших в первую очередь храбрости и мужества.
Также ученый пишет статью о кровной мести и о том, что есть обязательный обряд прошения крови:
«Убийца, отрастив волосы на голове, без оружия в изорванной одежде с бледным и исхудалым лицом и вообще с внешним видом, соответствующим предстоящему трагическому моменту, отправляется на могилу убитого. Он дает знать родственникам последнего, что он кровник с повинной головою в полном отчаянии с разбитым сердцем и слезами на глазах лежит на дорогой им могиле, вымаливая у Бога прошения. До прихода родственников убитого, которые умышленно тянут дело, кровник со своими родственниками ложится ничком на могилу, нанося себе побои кулаками, и горько плачет. На помощь кающемуся являются старики и убеждают родственников убитого простить убийце его проступок. С этого момента вражда прекращалась, и убийца устраивал пир».
***
Башир Далгат внес огромный вклад в этнографическое изучение Кавказа.
В частности, им описаны религиозные взгляды, общественный и семейный быт ингушей.
Он являлся представителем прогрессивной интеллигенции. Тесно общался со многими просветителями Москвы, Петербурга и Северного Кавказа.
Будучи сотрудником Дагестанского научно-исследовательского института национальной культуры, выступал на различных научных конференциях с докладами: «Об обычном праве дагестанцев», «О горских съездах и образованных правительствах» и другими.
Сегодня в России, пожалуй, нет ученого гуманитарных наук, юриста и общественного деятеля не знакомого с трудами Башира Далгата. В его лице народы Дагестана и Северного Кавказа по праву имели выдающегося деятеля национальной культуры, плодотворного ученого, мыслителя и просветителя.
Умер Башир Керимович в 1934 году. Похоронен в Махачкале.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




3