Птенцы гнезда Петрова
Раскачать ленивых подданных
Этапным для профессионального начального обучения стало время становления Российской империи. Петр I и особенно его единомышленники («птенцы гнезда Петрова» — как их потом будут называть), очень много сделали для зарождения профессиональных учебных заведений в стране.
Петр І задумал превратить замшелую патриархальную Русь в сильнейшее цивилизованное государство, с которым бы считались соседи, уважали союзники и боялись враги. Другими словами, Петр решил построить фактически новое экономически развитое государство — с новыми заводами и налаженными торговыми отношениями с европейскими странами. Для этого ему было нужно не только «прорубить окно в Европу», но и раскачать своих ленивых подданных.
Богатые природные ресурсы России существенно облегчали реализацию далеко идущих планов Петра. Однако он понимал, что мало просто добыть сырье, нужно еще и правильно им воспользоваться — переработать и изготовить конечный продукт. Именно поэтому под его патронажем начали появляться государственные профессиональные школы.
Первая ремесленная школа, которая называлась «Школа навигационных и математических наук», была основана в Москве 14 января 1700 года. В последующие 20 лет были открыты медицинская, артиллерийская и инженерная школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге, горные школы при уральских и олонецких заводах.
Екатерина II – Великая. И вот почему…
На создание новой системы образования Екатерину II сподвигла философия европейского Просвещения, поэтому большое внимание уделялось социокультурным задачам и познаниям человеческого разума. Однако и профессиональное образование не было забыто.
Так, в Сибири, на Урале и Алтае быстро развивались горнозаводские школы, среди которых самой крупной стала школа при Екатеринбургском металлургическом заводе. Среди наиболее выдающихся выпускников этой школы можно выделить Ивана Ползунова — создателя первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.
В 1774 году в Петербурге было открыто горное училище, во дворе которого оборудован тренировочный рудник со штольнями и шахтами. В 1767 году в том же Петербурге при морском госпитале была открыта и первая государственная хирургическая школа. На момент основания ее штат состоял всего лишь из одного прозектора, двух учителей и пяти профессоров. Впоследствии эта школа «разрослась» и стала именоваться Военно-медицинской академией. Особый период – 1888-1917 годы, он характеризируется наиболее активным развитием российской системы профессионального образования.
Система Александра ІІІ
У твержденные в 1888 году во времена правления Александра ІІІ «Основные положения о промышленных училищах» на законодательном уровне установили единую систему разрозненных ранее профессионально-технических учебных заведений. С этого времени профтехучилища начали подразделять по трем типам:
• средние технические училища — готовили техников, которые могли работать помощниками инженеров и других руководителей промышленных предприятий;
• низшие технические училища – подготавливали рабочих для определенной сферы производства;
• ремесленные училища –
обучали определенному ремеслу, чаще всего связанному с бытом населения. В этот период в содержании профессионального образования появились планы, которые определяли основные пути подготовки квалифицированных техников, мастеров и рабочих.
Большевистский подход
Октябрьская революция 1917 года изменила коренным образом и политическую систему, и идеологию страны, а значит и просвещение, в том числе профессиональное образование. 9 ноября 1917 года, буквально через день после Октябрьского переворота, в советской России был создан отдел профессионального образования, объединивший все профессиональные школы, независимо от их формы собственности (ведомственные, государственные и частные), содержания и методов
обучения.
В тяжелейших условиях становления нового государства, голода и разрухи В.И. Ленин не забывал о проблемах образования молодежи и уделял им большое внимание. Из-под его пера вышло 40 декретов по вопросам, касающимся образования, и 20 из них касались именно профессионального образования.
По всей стране стали массово организовывать ФЗУ (фабрично-заводское ученичество) – профессиональные школы нового типа, которые стали первыми профессионально-политехническими школами в системе народного образования СССР и должны были сформировать народную интеллигенцию из рядов рабочего класса и пополнить техникумы и вузы. Но ожидания правительства не оправдались, поскольку ФЗУ, ориентированные на подготовку рабочего-универсала, не удовлетворяли потребности постоянно развивающейся промышленности.
В 1940 году большую часть школ ФЗУ реформировали в школы ФЗО (фабрично-заводское обучение), а Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о ГТР (Государственные трудовые резервы). Согласно ему в СССР было учреждено два типа учебных заведений: школы ФЗО — на протяжении 6 месяцев они занимались подготовкой рабочих массовых профессий; железнодорожные и ремесленные училища – в течение двух лет они готовили квалифицированных рабочих.