— Создание разговорника предполагает наличие среды, где есть исключительно один язык, и попадание в нее человека, не владеющего лакским языком. Однако такого места, где есть исключительно лакский язык, в мире нет, потому что нет ни одного лакца, мало-мальски не владеющего русским языком, не способного ответить на вопросы, которые бывают в разговорниках. Разговорник скован ситуациями, которые там описываются и которые мало связаны друг с другом. И это нарушает главный принцип, которым необходимо руководствоваться при изучении языка, а именно: постепенное и последовательное накопление языкового багажа и расширение лексического фонда, которым овладеваешь. Кроме того, разговорник учит фразам, но не создает самого необходимого элемента языка — разговорной ткани.
— На кого рассчитан разговорник-самоучитель?
— Он был задуман для студентов и старшеклассников, так как именно в этом возрасте человек начинает ощущать ущербность незнания родного языка. И у него есть страстное желание наверстать упущенное.
— В чем отличие вашего самоучителя от издававшихся ранее?
— В книге всего 52 урока, и к ним приложены поурочный, или тематический, глоссарий и лакско-русский словарь в алфавитной последовательности, то есть перечень лакских слов, использованных в книге, с переводом на русский язык. Слова сопровождают грамматические пометки, указывающие на их принадлежность к тому или иному грамматическому классу, нормативные падежные окончания и т. д. Кроме того, к каждому уроку имеется аудиокассета, то есть всегда можно проверить правильность своего произношения.
Человек, совершенно не знавший родного языка, пройдя данный курс, рассчитанный на полгода или год учебы, овладевает им до уровня вполне сносного понимания оригинальных художественных текстов и прессы на лакском языке. Это даст достаточно крепкую основу для дальнейшего изучения родного языка — по существу процесса бесконечного, и это самое главное.
— А почему такое название "Мир лаков"?
— Что касается названия, то при составлении самоучителя мы исходили из следующего. Человек, наблюдающий окружающий мир, находится в центре перспективы. Отсюда он видит, сюда попадают отраженные лучи, и здесь он воспринимает их. Все воспринятое им является его миром, которому, как и предписано человеку, он дает свои названия. Представитель маленького горского лакского народа дал наблюдаемым им объектам свои названия. Так появляется лакский мир, мир лаков ("Лакку дуниял"). Как только мы теряем названия, данные лакским языком, мы теряем и лакский мир. Пытаясь обучить природных лаков родному языку, мы стараемся расширить этот мир до его естественных пределов.
— Учебник готов. Как собираетесь его распространять?
— Кроме печатного издания, данный самоучитель будет распространен в Интернете, где он будет доступен всем желающим. В дальнейшем, если появится такая возможность, хотелось бы создать интерактивный вариант учебника, что позволит значительно ускорить процесс обучения. Есть еще одно желание — создать учебник для детей дошкольного возраста или для учащихся начальных классов. Но это — дело будущего.