Купить PDF-версию
00:24 | 26 ноября, Вт
Махачкала
X
10:22 16.12.2022

Работа без ошибок

Социально-педагогический институт в Дербенте возник в ту сложную для страны пору, когда последствия 90-х вернули государство во времена экономического хаоса и пугающей неопределенности в социальной сфере. Отрасль образования оказалась такой же беспомощной перед сокрушительными и непродуманными реформами, как и все остальные. Сложно себе представить более трудный период для научного и педагогического сообщества, когда начинавшей развитие практически с нуля стране были необходимы специалисты. Само собой, готовить будущих строителей нового государства должны были профессионалы.

Учредитель Социально-педагогического института Имамедин Агабалаевич Агабалаев – кандидат сельскохозяйственных наук. После окончания средней школы поступил в Государственный педагогический институт на факультет естествознания, что в Ростове-на-Дону. Вернувшись на родину, занялся делом, которое изначально посчитал самым благородным. В 1965 году в родной Хновской средней школе стал учителем химии и биологии. Позже работал научным сотрудником в отделе растениеводства в Ахтынской горно-долинной сельскохозяйственной опытной станции Дагестанского НИИ сельского хозяйства, старшим научным сотрудником Института генетики и селекции Академии наук Республики Азербайджан, в ряде других научных институтов Дагестана.

Имамедин Агабалаевич защитил кандидатскую диссертацию в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В разные годы работал директором филиала Московского открытого социального университета в Дербенте, ректором Открытого социального университета им. С. Стальского, директором филиала Московского государственного социального университета в Дербенте. Опубликовал 28 научных работ и 2 монографии по теме «Мудрость горского воспитания».

Тема эта крайне важна для каждого дагестанца, считает Имамедин Агабалаевич, особенно в современных условиях.

– Очень много соблазнов у нашей молодежи, много пагубного влияния чуждой нам европейской и западной культуры, и на эти процессы мы обязаны влиять, чтобы не потерять собственную идентичность, – говорит Агабалаев. – На примерах наших достойных предков нужно воспитывать подрастающее поколение, которому крайне важна поддержка старших, умеющих направлять личностное развитие молодых людей по правильному жизненному пути.

Но если негативное влияние чужих культур можно и нужно нивелировать, то процесс урбанизации современного общества сталкивает с необходимостью искать компромиссы. И тут важен баланс интересов, чтобы процесс этот проходил максимально безболезненно и не нёс в себе какие-то разрушительные тенденции, считают в институте.

– Миграционные процессы демонстрируют предпочтение современной молодежи жить в городах, что сопряжено с выбором образовательной организации для последующего обучения любимой профессии, – говорит ректор, доктор юридических наук Мухамед Агабалаев (на снимке). – И здесь абитуриенту важно быть уверенным, что выбранная им специальность будет востребованной в городских условиях. Тут он не может себе позволить обмануться и уже тем более быть обманутым. Когда к тебе приходит вчерашний школьник, ты просто обязан стать для него вторым родителем, потому что именно педагог делает из обычного студента специалиста, воспитывает в нем личность. От того, каким профессионалом будет твой воспитанник, зависит оценка, которую даст тебе общество. А это, можно сказать, делает имя. Здесь ты не можешь позволить себе оплошать.

Для молодых людей обучение в высшем образовательном учреждении – новый и один из важнейших жизненных этапов. Он сопровождается самыми разными мотивационными ожиданиями и представлениями о том, что ждет его в новой обстановке. Помощь в адаптации к новым условиям – одна из первоочередных задач сотрудников Социально-педагогического института.

– Окружающая среда определяет предпочтения в выборе процессов коммуникации, сталкивает с необходимостью менять модель поведения, поскольку ребятам приходится приспосабливаться к новым условиям, – говорит Пери Зубаилова, проректор института по учебно-воспитательной работе. – Не дать потеряться в новом мире, открыться как личности, найти новых друзей и интересы молодым людям гораздо комфортнее, когда для этого в вузе созданы все условия. И только потом уже можно требовать ответственного подхода к обучению. Поэтому мы создаём такую обстановку, чтобы студентам было максимально комфортно учиться жить по-новому.

Социально-педагогический институт реализует программы высшего и среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета, студенты получают государственную академическую стипендию.

Как утверждают в вузе, становится все более очевидным, что старт для построения успешной карьеры можно получить в том образовательном учреждении, где созданы условия и имеются разные возможности. А это уже вопрос конкуренции, к решению которого в дербентском институте подходят более чем основательно. Конкурентоспособность Социально-педагогического института повышает его команда педагогов – мастеров своего дела как на рынке образовательных услуг, так и в профессиональной сфере.

– Влияние на профессиональный выбор ребят оказывают разные факторы, – продолжает Мухамед Агабалаев. – Быстроменяющиеся интересы, мощные информационные потоки, желание соответствовать требованиям общества, идти в ногу со временем… Каждый год появляются новые профессии, о значении которых мы еще пару лет назад и думать не могли. Воздействие рыночной среды и развитие общества меняют формат так называемых классических профессий, они порой дополняются новым комплексом профессиональных компетенций. Но при этом остаются неизменно востребованными ряд из них: социальная работа, воспитание ребятишек в детских садах и начальных классах, психолого-педагогическое образование, педагогика в целом, экономические специальности, бухгалтерское дело и многие другие. Практически всем необходимым для развития современного общества компетенциям мы обучаем наших студентов – будущих профессионалов своего дела.

Основой для личностного и профессионального роста студентов, создания мотивации к получению высшего образования, предпосылок к самоопределению в дербентском институте считают необходимость тесного контакта преподавателей с воспитанниками.

– Только так можно убедить ребят в том, что высшее образование является одной из важнейших терминальных ценностей, это и удовлетворение когнитивных потребностей, и духовное самосовершенствование человека, – считает Пери Зубаилова. – Ребята ценят такое внимание, говорят, что приехали поступать именно в наш вуз, несмотря на то что в других городах есть образовательные организации подобного профиля. Потому что именно у нас для них открыты возможности для демонстрации собственных преимуществ, собственной успешности и целеустремленности. Здесь они становятся более активными в вопросах самоутверждения, у них появляется стремление к высоким достижениям в учебе, общественной деятельности.

В Социально-педагогическом институте вопросы патриотического воспитания, принесения пользы обществу ставят на один уровень с необходимостью получения качественного образования. Здесь регулярно проводятся тематические акции и собрания, на которых молодым людям рассказывают о подвигах прославленных дагестанских предков, знаменитых горцев и горянок, о той цене, которую заплатила наша страна в борьбе с фашизмом, ребятам демонстрируют фильмы о Великой Отечественной войне.

Воспитанники института – постоянные участники городских субботников и праздничных мероприятий. Как говорят в вузе, социальные общественные институты, то есть семья, образовательные учреждения, социальные сети, СМИ, не всегда способствуют формированию у молодых людей четких жизненных ориентиров. Поэтому готовность к использованию своих гражданских прав, выполнению общественных обязанностей раскрыть в молодом человеке может и должен профессиональный педагог.

За свою 30-летнюю историю вуз выпустил более 5 тысяч учителей, педагогов-психологов, дефектологов и социальных работников. Колледж Социально-педагогического института обучил более 7 тысяч тренеров, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, юристов и экономистов.

Выпускники института успешно трудоустраиваются – более 85 % в первый год выпуска, становятся директорами школ, работниками администраций, органов местного самоуправления, социальных служб и руководителями частных предприятий, а также правоохранительных органов.

«Учитель дарит умение быть ответственным, принимать самостоятельные решения, отстаивать социальные и нравственные убеждения, стремиться к духовному обогащению личности», – говорят в институте, подчеркивая, что это еще и огромная ответственность – обходиться в своей работе без ошибок.

Статьи из «Образование»

Наука в помощь

20
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

51
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

110
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

14
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

100
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...

Дух нации

8
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...

Пока жив язык…

63
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

Негасимый свет её души

217
Сельский учитель. В двух этих словах настоящая жизненная психология. О сельских педагогах...

Наша Рузана

370
День учителя – профессиональный праздник, который отмечает вся страна, потому что для...

Особенное счастье

155
Есть особая притягательность в «солнечных детях». Они воспринимают и рисуют свой мир, в...

В лучших традициях советской школы

9
С 1 сентября прошлого года в школьную программу...