Разговор о важном
Вручая в День учителя государственные награды дагестанским педагогам, Председатель Правительства РД Абдулмуслим Абдулмуслимов заверил, что кабмин республики продолжит уделять особое внимание развитию системы образования, поблагодарил учительское сообщество за воспитание гармонично развитой личности, патриотов своей родины и интернационалистов.
Наш рассказ как раз об обычной школе, где на уроках говорят о героях прошлых и современных войн, которые умирали, но не сдавались. Ведь на самом деле нет ничего сильнее чувства любви к Родине – ее, как и мать, невозможно предать.
Современная школа… Какой она должна быть? Только ли образовательной площадкой, учебным комплексом, в котором учитель, помогая осваивать различные предметные навыки, выступает проводником знаний своих учеников? Или всё же педагог остается центральной фигурой, не только обучая, но и воспитывая, позволяя рассуждать о школе педагогического мастерства, прививая ученикам гражданственность, патриотизм?
– Вот федеральный проект «Современная школа» как раз и направлен не только на качественное образование, привитие базовых навыков и умений, повышение мотивации к обучению, но и внедрение новых методов воспитания, – отвечает директор каспийской школы № 12 Хайрула Мурзаев (на снимке). Он из того поколения директоров, для которых важность внедрения технологического обеспечения сопровождается другой не менее важной задачей – воспитывать не просто гармоничную личность, но человека с активной гражданской позицией.
– В нашей школе 1745 учащихся. Каждый из этих ребят, независимо от возраста, нуждается во внимании педагога. И предмет «Разговор о важном» должен обязательно быть – касается ли это спецоперации на Украине или того, с чем приходится сталкиваться ребенку в обыденной жизни.
Педагог убежден, что школа многое теряет без разговора «по-мужски», и уверен, что необходимо привлекать в сферу образования всё больше учителей-мужчин, разбавляющих женскую педагогику особым подходом. При этом Мурзаев напоминает, что большинство участников учительских состязаний разного уровня – педагоги-мужчины.
– Нет, я не отрицаю необходимость равноправного партнерства между разнополыми учителями. Но слишком трудные времена наступили, и ученик должен понимать, что от того, как он сумеет сориентироваться в жизни, встречая на своем пути и хороших, и плохих людей, зависит его судьба. Научить ребенка разбираться в людях, делать правильный выбор – это серьезная объемная работа. Мы говорим о воспитании подрастающего поколения и не имеем права его упускать, чтобы не получить отрицательный результат. Нужно четко представлять, что среди нашей молодежи немало ребят из неполных, неблагополучных семей. И мужское воспитание в большинстве своем позволяет оказывать правильное воздействие на психику ребенка, его сознание, мировоззрение, – считает собеседник.
По его мнению, мало оставаться хорошим педагогом, нужно быть прозорливее, мудрее, чтобы направлять мысли и дела учеников в нужное русло. Необходимо уделять как можно больше внимания так называемым «неблагополучным детям», поручать им общешкольные дела, подготовку событийных мероприятий, чтобы они чувствовали, что в них нуждаются, им доверяют. Такие коммуникации сильнее любого воспитательного нарекания, когда выволочка только усугубляет противоречия, отдаляет ребенка от педагога, ровесников.
В образовательной сфере, по мнению педагога, важно рассматривать вопрос о роли и месте мужчины в школе в тесной связи с его достойным поведением в социуме, что может служить хорошим примером для подрастающего поколения. Мужская авторитарность в судьбе ребенка это прежде всего неравнодушный человек, наставник, осознающий, что современные дети далеки от соблюдения истин, на которых воспитывались старшие поколения. И социализация ребенка, приобретение им человеческого, жизненного опыта должны быть нацелены на формирование человека как личности, исходя из его отношения к миру, обществу, людям. Об этом классные руководители говорят на родительских собраниях.
– Нам ведь надо растить патриота и гражданина, чтобы, не теряя времени, восполнять тот духовный вакуум, что возник с момента распада великой страны СССР. Сегодня мы наблюдаем некий воспитательный перекос, результатом чего стали отторжение нескольких поколений от традиционных ценностей, приверженность либеральным, европейским, которые ведут в никуда, – делится педагог.
С первого дня своей работы директором он вместе с педагогическим коллективом уделяет большое внимание не только образовательному процессу, но и важности воспитательного компонента. Просит коллег, чтобы каждый ребенок в классе находился под контролем, чтобы не оказался оторванным от школьного коллектива, был привлечен к общественной работе внутри школы.
Да, для этого нужно сделать многое. Ведь существует целый ряд проблем, и это не только вопросы материально-технического оснащения, но и атмосфера в самой образовательной организации, которая должна стать семьёй для каждого ученика, формируя образовательные, разносторонние интересы воспитанников в школьных кружках, спортивных секциях, как это было в советский период.
Хайрула Мурзаев отмечает: в семье воспитанием детей в большинстве случаев занимается мать, а отец либо вообще не участвует, либо не является примером для подражания своим детям. Объясняя педагогические тонкости воспитания в школе, директор подчеркивает, что в подростковом возрасте ребенку необходим кумир, личность, вызывающая уважение, стремление ей подражать. А ведь сейчас подростки судят о «настоящих» мужчинах по фильмам нередко сомнительного содержания. Но ни литературные, ни киношные герои не могут заменить реальных людей. И того самого живого общения, что дает возможность проникнуть глубоко в психологию ребенка, чтобы он мог понять, как должен поступить настоящий мужчина в конкретной жизненной, а не вымышленной ситуации, и какими качествами должен обладать он сам, с кого брать пример.
Директор говорит, что у подростков может возникнуть кризис идентичности, что приводит к тяжелым психическим последствиям, порой к суициду. Еще он обращает внимание на активную миграцию дагестанских семей из сёл, что создаёт напряжение в городских школах. «Горы, сёла пустеют, а скапливание детей в городских школах увеличивается», – замечает он. И в подведомственной ему школе на 500 человек обучается в три раза больше ребят, в классах средняя наполняемость 25–30 учеников.
– Да, есть сложности, – замечает Хайрула Набиевич. – Не менее актуальная проблема – квалифицированные специалисты, выпускаемые республиканскими вузами. Профессионально подготовленные педагоги есть. Но многие из них не доходят до школ, ссылаясь на не очень высокую зарплату и потерю престижа профессии.
Мурзаев обращает внимание и на налаживание методической работы.
– Это должны быть педагоги с большим опытом работы, которые могут взять на себя наставничество, воспитывать, обучать, подсказывать своим коллегам, на что необходимо обращать внимание учителю в первую очередь, как осуществлять методическую работу, кропотливую, требующую высокой квалификации, – убежден он.
Опытный руководитель, Хайрула Мурзаев точно знает, как достичь результативности в своей работе. Коммуникабельный, умеющий работать с детьми – так о нем отзываются коллеги. В послужном списке директора можно найти сведения, говорящие о его широком образовательном кругозоре. Прошел повышение квалификации по образовательной программе дополнительного профобразования «Подготовка руководителей и организаторов пунктов проведения экзаменов, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». Получил диплом о профессиональной переподготовке по программе «Государственное муниципальное управление и менеджмент организаций».
В свое время работал заместителем директора по воспитательной работе, руководителем пункта организации и проведения ГИА, ОГЭ, ЕГЭ. Награжден многочисленными грамотами и благодарственными письмами профильного министерства за вклад в воспитание и развитие подрастающего поколения. Удостоен Почетной грамоты республиканского Министерства образования и науки РД за подготовку призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников. Награжден знаком «Отличник образования Республики Дагестан».
У Хайрулы Набиевича свое чёткое представление о том, по какому пути развиваться системе образования. По его мнению, профессионально выстроенная кадровая расстановка позволяет не только совершенствовать образовательный процесс, но и серьезно заниматься вопросами воспитания.