Разговор о важном
Ее жизнь трудно назвать размеренной. Но она не сетует. Заряжена позитивом, с которым идет на встречу со своими учениками. Она учитель. И вкладывает в это слово особый смысл. Может быть, поэтому для ее подопечных математика не просто предмет, а увлекательный экскурс в историю точных чисел, многоходовка мудреных задач. В поисках решения ребята проявляют настоящий кураж, что поражает как коллег педагога, так и родителей учеников.
В чем же секрет? Он прост: математика для Мадины Юсуфовой (на снимке с учениками) не только царица наук, но учебный план, в котором на первом месте авторские методики, основанные на примерах, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. А это, к слову, перевод денег на счет, поход в магазин, сдача, которую ты принес маме, – те самые бытовые случаи, когда мозг дает команду проявлять логику, без которой никуда.
Мадина Нежведиловна днюет и ночует в школе, где для неё дом родной. А ещё и экспериментальная площадка, где она растит ребят, которым теперь по душе некогда не самый любимый предмет. Испытывает удовлетворение, когда буквально на глазах ученики проявляют завидный интерес к урокам, точно зная, что любимая учительница в очередной раз удивит не скучной, а познавательной математикой, в которой всё интересно, всё просто.
– В Махачкалинской школе № 9, где я училась, сразу из всех предметов выделила для себя математику и литературу. И могу сказать, что мне очень повезло с наставником, учителем математики Габибулой Омаровичем Габибулаевым, который сориентировал меня не столько на программную математику, сколько на решение олимпиадных задач. И это так увлекло, что я часто оставалась после уроков, чтобы потренироваться, проверить себя, насколько легко дается мне исследовательский опыт.
В скором времени Мадина Юсуфова оказалась в числе участников конференции «Шаг в будущее» с темой «Различные способы решения квадратных уравнений», заняв почётное 3-е место. А уже в 9 классе на городской олимпиаде по математике заняла престижное 2-е место.
После школы выбрала математический факультет ДГУ, по окончании которого ее пригласили преподавать математику в ДГУНХ. Здесь же получила второе образование на факультете «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Планировала вернуться в вуз, но судьба вмешалась и скорректировала ее планы. В 2014 году педагога позвали в МБОУ № 30 заменить учителя, ушедшего в отпуск.
– Я планировала поработать здесь не больше года, – рассказывает Мадина Нежведиловна. – Но поняла, что мое место в школе, рядом с учениками. Это так важно: начиная с пятого класса вести ребят, воспитывая в них духовно развитую, образованную личность, которой по силам инновационные, личностно-ориентированные образовательные проекты, свойствен настрой на научный поиск, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к саморазвитию, самосовершенствованию.
Математика как раз должна в этом помогать, являясь одним из основных предметов общеобразовательной школы, развивающих способность логически мыслить, тренируя мозг, что способствует усвоению и других дисциплин, в том числе гуманитарного цикла, считает педагог. По ее мнению, практические навыки математического характера необходимы и в дальнейшей трудовой и профессиональной подготовке.
Мадина Нежведиловна констатирует, что у современных подростков возникает большая потребность в самопознании, самооценке, самоопределении, независимости. Так наступает смена целевых ориентиров и характера учебной деятельности.
– Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня и каким образом сможет использовать полученные знания в жизни, – говорит педагог, убежденная, что познавательный интерес является основой внимательного отношения к учебе.
Ее уроки интересны тем, что связаны с примерами из жизни. Она рассказывает, как строится урок геометрии в 8 классе, где изучается тема «средняя линия треугольника». Педагог говорит о геометрической фигуре, проводя аналогии с треугольным птичьим клином, письмами-треугольниками времен Великой Отечественной войны. И предлагает создавать дизайнерские косынки в виде равнобедренных треугольников. На выполнение отводится 5 минут, а затем ребята защищают свои работы у доски.
– Очень важно поддержать учеников, сказать, что они хорошо поработали, у них замечательные проекты, они творческие люди. И вы бы видели, как у них загораются глаза! Я предлагаю им больше размышлять, рассказываю, как государство поддерживает талантливых креативных подростков. Для меня важно, чтобы они понимали, что от них многое зависит, – подчеркивает Мадина Юсуфова.
В практической работе учительница делает упор на олимпиадную подготовку. Работала в центре дополнительного образования «Надежда», где детей готовят к олимпиадам по математике. С 2022 года она трудится в ДНЦ «Альтаир». Является методистом по предметной области «математика» при ДИРО, экспертом по проверке развернутой части ЕГЭ. Всё это позволяет не только использовать опыт, но и делиться им со своими коллегами. Собеседница замечает, что олимпиадные задания вызывают особый интерес у учащихся, они видят результат своего труда, стимул придает само участие в решении задач с научным уклоном.
И как не назвать Мадину Нежведиловну педагогом по призванию?! Отдавая всё свое время детям, растворяясь в школьной жизни, переживая за каждого своего ученика, она доверяет им, а они доверяют ей. И это рождает в детских душах особое отношение. Она считает, что нельзя держать в узде учеников, нужно давать им простор, поддерживать волю к победе. Наставник не только умеет ладить с детьми, но стремится внушать им, что будущее в их руках. И у них всё обязательно получится.
Для неё очень важно формировать в детях личность, здраво рассуждающую, умеющую постоять за себя, заступиться за товарища и ответить тому, кто не прав. А одним из важнейших воспитательных компонентов педагог считает внеклассный урок «Разговоры о важном».
– Гражданственность, патриотизм – неотъемлемая часть ФГОСов, – говорит она. – И мы, педагоги, на школьном этапе должны воспитывать в будущем нашей республики, страны не только гражданскую позицию, но и чувство ответственности за свою Родину, проявлять свои лучшие качества, воинский долг по ее защите с внешним врагом. А еще уметь сохранять и следовать традиционным ценностям, сравнимым с любовью к отцу и матери, что является одним из главных условий национального возрождения, пробуждая в них стремление к миру, уважение к человеку труда. Всё это должно работать на воспитание общегражданской идентичности.
С Мадиной Нежведиловной интересно. Она судит о будущем образования трезво, емко, принципиально. Ее мнение тем более важно, учитывая, что она неординарно думающий учитель, постоянно работающий над собой.
В прошлом году педагог участвовала в конкурсе «Учитель года – 2022» на муниципальном уровне, получив диплом II степени. А уже на региональном этапе стала призером педагогического состязания. Мадина Юсуфова награждена Благодарственным письмом Народного Собрания республики за заслуги в области образования, плодотворную работу, активную общественную деятельность. И это только придает ей желания совершенствовать свое мастерство. В ее портфолио много образовательных проектов, методических разработок, которыми она готова поделиться.
Она по-настоящему счастлива. Ей повезло. Она – учитель.