Родная история – опора социальных перемен
Василий Осипович Ключевский, один из крупнейших русских историков, сказал следующее: «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не убирает своих последствий». Этот афоризм ученого подразумевает, что если в настоящем не всё благополучно, то причины этого неблагополучия кроются в прошлом и для его устранения необходимо знать достоверное прошлое. Поэтому адекватная хроника минувших лет – это опора для выработки общественно-полезной политики и развития общества.
Неадекватность в содержании исторической науки рождает неадекватность политики, которая должна наиболее полно выражать общественные интересы, понимание, и игнорирование будет только усугублять унаследованные проблемы общества.
Трудно не согласиться с выдающимся социологом. Народ, не знающий своей истории, вынужден век от века повторять ошибки минувших поколений и наступать на одни и те же грабли. Хуже, когда историю пишут под меняющиеся политические режимы в угоду дню сегодняшнему. Поэтому мы должны стараться как можно чаще обращаться к теме истории родного края и публиковать всё то, что удается обнаружить в его богатом прошлом.
Обсуждаем это с Рамазаном Абдулмажидовым, заведующим отделом востоковедения Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Стоит сказать, что сейчас в российской науке идут реформы, даны так называемые наукометрические показатели для оценки эффективности. По всем этим показателям институт занимает ведущее место среди всех региональных научно-исследовательских институтов гуманитарного профиля и ведущее место на Северном Кавказе.
– Рамазан Султанович, как вы оцениваете уровень знаний истории родного края в Дагестане?
– К сожалению, я не могу дать высокую оценку этим знаниям, но мы проводим большую работу, чтобы ситуация изменилась к лучшему. К примеру, развиваем проект по размещению на нашем сайте всех исследований нашего института. Они оцифровываются и выкладываются в формате PDF. Работы эти, естественно, выполнены в соответствии с академическими требованиями.
Историю Дагестана надо знать, ведь нам есть чем гордиться! Мы сильно отличаемся от многих соседей своей тягой к знаниям, достаточно высоким уровнем правовой культуры, уровнем общественной организации. Дагестан даже в рамках самой нижней политической единицы – общины – был великолепно обустроен. И только когда эта община начала разрушаться, появились проблемы, поскольку дагестанцам тяжело было инкорпорироваться в рамки других правовых систем.
Один из выдающихся исследователей этнограф Мамайхан Агларов, сравнив путь, который проходили другие народы мира, пришел к выводу, что общественный строй, присущий дагестанским общинам, практически идентичен тому, что был в Греции.
– Демократия?
– Да. Но при этом некоторые политики рисуют дагестанцев примитивным родоплеменным обществом, а греческие полисы называют колыбелью демократии.
– Это перекосы уже политики, а не истории…
– Мы должны понимать, что сами можем кого угодно научить демократии и цивилизации, но при всем этом строительство общедагестанской нации у нас пока идет достаточно медленно. А надо бы поторопиться. К примеру, германской нации вообще не было вплоть до середины XIX века. У них не было единого государственного образования. Были герцогства Саксония и Бавария и еще десятка два мелких образований. Но в середине XIX века во главе с Бисмарком они провели объединение и стали нацией, которая даже после разгрома во Второй мировой войне смогла быстро восстановиться и продолжает оставаться ведущей экономикой мира и локомотивом Евросоюза.
Возвращаясь к Дагестану, отмечу, что последние исследования ДНК убедительно доказали, что все народы нашего региона вышли из одного рода. Это все измеряется гаплогруппами в популяционной генетике, это новая развивающаяся наука, и она доказала наличие у нас всех единого предка. Культуры у нас отличаются, а корень один. Поэтому нам нельзя разделяться, а надо идти вместе, и тогда нас ждет успех во всем.
– В историческом плане какая значимая дата ближе всего к июню 2019 года?
– Лето 1839 года – героическая оборона Ахульго. Это место, где тысячи дагестанцев пали в борьбе за свою независимость. Так что у нас 180-летие обороны Ахульго. Я ее называю именно обороной, потому что мы должны смотреть изнутри на эту битву, показывать свой взгляд на происходившие события. Это для царских войск она была штурмом, а для дагестанцев – героической обороной.
В этой связи хочу напомнить, что сейчас готовится серия учебников для средней школы. Их будет пять, где мы с соавтором Эльмирой Далгат это событие отражаем. Дети должны знать свою историю. Сейчас огромное количество людей стекается в города, подрастающее поколение забывает языки, адаты и обычаи, ремесла и все прочее. Чтобы они не теряли связь со своими родовыми селами и любили свою малую родину, их и надо учить истории на достойных примерах наших предков. Иначе мы превратимся в каких-то не помнящих родства урбанистов.
– Откуда в нашей стране такая тяга перечеркивать прошлое? Сто лет назад переврали историю самодержавия, сейчас повторяем эту ошибку, пытаясь забыть все, что связано с достижениями социализма. Но ведь это достижения не чьи-то, а наших отцов! В чем тут дело?
– Я сторонник объективного отношения к истории. Большевики всячески отрицали достижения России и даже носителей исторической памяти – дворянство и интеллигенцию уничтожали как классовых врагов. А ведь это были культурные, высокообразованные люди, лучший генофонд нации. Так делать нельзя. Но и нельзя не отдать должное тому, что было достигнуто в советский период истории.
Так что если объективно подходить к отражению исторических процессов, тогда можно будет говорить о поиске общей национальной идеи, вокруг которой сплотится наше российское общество.