Школа дает шанс
Учеников по осени считают. Нынешняя показала, что число первоклассников в нашей республике заметно выросло. Как перевести количество в качество? Есть только один способ: развить все то лучшее, что заложено в ребенке.
Эта благородная и ответственная миссия возложена на школу. Во всем мире идет поступательное движение от общества индустриального к обществу информационному. Будет ли это достигнуто, зависит прежде всего от образования, которое формирует общество: его ценности, цели, духовный и творческий потенциал. Мы видим, как сейчас в нашей республике принципиально меняется взгляд на образование: не только овладение знаниями, умениями и навыками ставится во главу угла, а становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности.
В основном в процессе обучения превалируют образовательные цели, то есть учащийся получает определенные умения, навыки, имеет багаж знаний, но при этом он совершенно оторван от реальной жизни общества, не является носителем его ценностей. Даже беглый взгляд на наше бытие, не говоря уже о социологических исследованиях, свидетельствует о приземленности современного человека, стандартизации его мышления и поведения, ориентации многих на убогую субкультуру.
Появился массовый тип человека, переступающего через моральные нормы, не знающего ответственности перед настоящим и будущим, перед людьми и совестью. Это во многом объясняется тем, что в конце XX века произошел разрыв между культурой и образованием, распалась связующая нить между традициями, людьми, эпохами.
Поэтому появилась актуальнейшая, острейшая необходимость построения учебной и воспитательной работы на совершенно иной основе.
Знания могут облагораживать человека только при условии усвоения их сердцем и душой. Знание действительно есть сила, но добрая или злая — это будет зависеть от сердца и духовности человека.
Повышение качества общего образования, о котором говорили на выездном совещании депутаты Госдумы РФ, подразумевает среди прочего гуманную педагогику. Для Дагестана она особенно актуальна, так как дает возможность представителям разных народов слышать друг друга, делиться образами прекрасного. Красота, искусство не оставляют равнодушными никого, кто беспокоится за судьбу молодежи, малой и большой родины. Важно, что у детей, творчески впитавших и осознавших красоту природы и людей родного края, будут экологически развитое этническое сознание и открытость души в отношениях с другими народами.
Воспитывая в ребенке личность, школа дает шанс ученику состояться как человеку. Дает знания для того, чтобы понимать окружающий мир и себя. Вот тогда они, знания, и есть добрая сила.