Купить PDF-версию
04:31 | 27 декабря, Пт
Махачкала
X
09:18 23.05.2019

Социальный заказ на патриотизм

Эдуард Эмиров
Выпуск - 2019 №№ 143-144
162

В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов. Руководитель Ассоциации педагогов РД Анжела Байрамбекова (на снимке) считает, что сегодня значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни. Вот что она сказала в интервью нашему корреспонденту.

– Какие ступени, если хотите, пути патриотического воспитания подрастающего поколения вы могли бы выделить?

– Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое чувство свойственно всем народам.

А зарождается патриот с формирования родственных чувств в своей семье: к маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.

Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – к своему селу, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Особая роль отводится педагогам. Педагог не только должен правильно организовывать воспитательную работу, но и сам быть истинным патриотом своего Отечества, уметь эмоционально и ярко описывать нашу Родину.

Дети очень хорошо чувствуют фальшь. «Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить», – говорил А. Твардовский. Поэтому, несомненно, необходимо проводить и работу с педагогами в сфере военно-патриотического воспитания. Для этого целесообразно вовлекать педагогов образовательных учреждений в работу общественных военно-патриотических, волонтёрских движений, проводить семинары, совещания, круглые столы по патриотическому воспитанию.

– Если мы ведем разговор о социализации молодежи, то нельзя не сказать о роли семьи.

– Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество. Здесь созревает личность. Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, укоренённости в ментальной культуре, сопричастности к миру других, ответственности и любви.

Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведется в семье патриотическая работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов. В семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец.

– В чем, на ваш взгляд, главная цель патриотического воспитания?

– Это в первую очередь развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе, в интересах Отечества.

– Какова роль школьного образования в этом процессе?

– Идея воспитания патриотизма и гражданственности в системе школьного образования была, есть и будет задачей государственной важности по той простой причине, что через школьное образование проходит каждый гражданин Российской Федерации. Самое главное приобретение человека в период школьного детства и ученичества – это формирование его гражданской позиции, вера в себя, вера в то, что он знает и умеет.

Героическая борьба, подвиги лучших сынов становятся основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, подчеркивая их нравственные устои и мотивы их действий, можно затронуть душу ребенка. С особой гордостью дагестанцы хранят в памяти образы 70 земляков, которые за подвиги в годы Великой Отечественной войны удостоены звания Героя Советского Союза.

– Но эффективно вести эту работу невозможно без целенаправленной и скоординированной деятельности школы, общественных объединений и организаций. Согласны вы с этим?

– Несомненно. Активно развернули свою деятельность в республике детские общественные организации, Республиканское движение школьников и Юнармия. Более 30 лет успешно развиваются Республиканский штаб ТОКСа и Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения. За это время было выпущено более 150 телевизионных передач в рубрике «ТОКСов­цы рассказывают». ТОКСовцы побывали в гостях у внука Героя России Абдулхакима Исмаилова, который водрузил знамя над рейхстагом, собрали интересные сведения о Санкт-Петербурге в архивах, музеях, библиотеках, изучили работу Даниила Гранина «Блокадная книга», прошлись по местам подвигов наших земляков-дагестанцев (Севастополь, Керчь, Нерубаевские катакомбы под Одессой, город Гаджиево в Мурманской области, крымское село Глазовка, село Геройское Сакского района, город-герой Волгоград). ТОКСовские отряды функционируют и в школах городов Буйнакска, Хасавюрта, Кизляра и Каспийска. При СОШ №2 и лицее № 8 г.Каспийска благодаря юным исследователям собран огромный материал, посвященный Герою Советского Союза Александру Назарову, чье имя носит СОШ №2, и дважды Герою Советского Союза Амет-Хану Султану, имя которого носит лицей № 8. Два года назад члены отряда ТОКСа­ СОШ №2 отыскали место захоронения Александра Назарова в Польше, в местечке Бреслау, и установили табличку на могильную плиту. Музей Амет-Хана Султана лицея №8 считается лучшим школьным музеем, посвященным нашему славному герою. В республике с ноября 1993 года функционирует ДОО «Наследники».

В актив ДОО «Наследники» входят 225 отрядов. Вся воспитательная работа построена по 19 направлениям Всероссийского школьного краеведческого движения «Отечество». Для решения проблем нравственно-патриотического воспитания в республике создан Региональный центр военно-патриотического воспитания и подготовки учащейся молодежи к военной службе, который координирует и пропагандирует опыт школ, музеев и краеведческих и общественных движений, занимающихся воспитанием учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания.

Формы работы по патриотическому воспитанию обучающихся постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы.

Особо стоит отметить направление «Я и моё Отечество», предполагающее формирование гражданского отношения к Отечеству. С этой целью проводились конкурсы инсценированной солдатской песни, парад знаменных групп, встречи с участниками Великой Отечественной войны и военнослужащими Российской армии, акция «Письмо в прошлое», безусловно, классные часы и тематические экскурсионные дни. Все это в той или иной форме помогает детям осознать свою причастность к судьбе Родины, задуматься о своем вкладе в её процветание.

Традиционными стали проведение Вахты Памяти в честь Великой Победы и операции «Память», поздравление ветеранов на дому, конкурс рисунков на асфальте «Нам мир завещано беречь», акция «Бессмертный полк». Это и участие во Всероссийском конкурсе «Растим патриотов России», презентация проекта «Их именами названы улицы и школы нашего города», конкурс макетов и рисунков к Дню Победы о ветеранах педагогического труда, тружениках тыла.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона воспитания любви к Родине является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные дела и поступки. Педагоги Дагестана понимают, что патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности.

Приобщение детей к историческому прошлому – наиболее прямой путь решения задачи, который предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев, формирования глубокого знания обычаев и традиций у подрастающего поколения. При этом познание своей национальной культуры важно прежде всего для становления личности ребенка, который именно в этот момент приобретает уникальные черты своей национальности и получает ту незримую часть, ту преемственность поколений, которая позволит ему в будущем чувствовать общность со своей землей, Родиной, со своим народом. Что в дальнейшем делает его достойным и полезным членом общества.

Например, в гимназии №35 г. Махачкалы ведется краеведческая работа под непосредственным руководством опытных педагогов, ими разработано и апробировано около 10 экспериментальных программ: «Краеведение», «Фольклор народов Дагестана», «Декоративно-прикладное искусство», «Музееведение», «Экскурсоведение».

Разработано методическое пособие «Этнокультурное наследие моей малой родины». Одним из средств духовно-нравственного воспитания являются этнографические экспедиции по районам Дагестана. В ходе экспедиций учащиеся получают уникальную возможность воочию увидеть величественные природные и исторические памятники своего края. Туристы – юные краеведы покорили вершины Шалбуздага, частым объектом исследования для ребят является неповторимый феномен природы бархан Сарыкум, любовались юные краеведы водопадом Тобот в Хунзахском районе, испытали на себе силу падающей воды Хучнинского водопада, восхищались величием природы, которая создала профиль великого Пушкина (Пушкин-Тау). Краеведы побывали в знаменитых ремесленных центрах Дагестана: ауле златокузнецов Кубачи, центре гончарного искусства Балхаре, Анди, Рахате – в центре бурочного промысла, Табасаране и Хучни – центрах ковроделия, Унцукуле – у искусных мастеров насечки металлом по дереву.

Основные цели сотрудничества, взаимодействия общеобразовательных организаций и военно-патриотических объединений, общественных организаций, воинских частей – это повышение уровня готовности юных граждан к воинской службе, формирование патриотических чувств и целевых установок на служение Родине. Сотрудничество и взаимодействие позволяют наиболее полно и эффективно использовать возможности в решении совместных задач по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в образовательных учреждениях.

– Сегодня все чаще говорят о воспитательной значимости музейной педагогики…

– И это не случайно. Лучшее место в модернизации духовно-нравственного воспитания учащихся современной школы отводится музеям.

Их роль стала значительно возрастать. Во многих школах республики функционируют музеи. Огромный вклад в нравственно-патриотическое воспитание республики вносит школьная музейная педагогика под руководством директора гимназии №35, известного патриота, замечательного педагога Ч.М. Меджидовой. В школьных музеях историко-краеведческого профиля собрано более двухсот двадцати тысяч экспонатов. Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах, которые говорят на своем безмолвном языке об исторических свершениях, событиях разных эпох.

Поисково-исследовательской деятельностью музейные комнаты занимаются с самого начала своего существования. Участие учащихся в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует укреплению духовно-нравственных ценностей.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

22
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

12
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

16
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

41
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

115
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

109
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...