Современный учитель. Какой он?
_ В нынешнем Году педагога и наставника, считаю, есть ряд ключевых проблем, на которые нам следует обратить самое пристальное внимание в поисках путей и способов их разрешения. Наиболее важная из них, на наш взгляд, – формирование морально-этического и интеллектуального облика учителя. В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя. Какие же качества учителя (или компетенции) должны быть константными, т. е. не зависящими от времени, а какие должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием нашего времени. К примеру, всего 15–20 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число компетенций учителя, а сейчас это крайне необходимо современному учителю.
Как известно, в различные периоды исторического пути каждый из нас в силу различных социальных и экономических позиций вкладывает свое особое содержание в понятие «личность учителя». Поэтому нам интересно было узнать, каково представление современного школьника об учителе? Для этого во время прохождения психолого-педагогической практики студентами старших курсов Дагестанского государственного педагогического университета было проведено небольшое исследование «Учитель глазами современного школьника». Им предлагалось 3 вопроса:
1) Какой учитель хороший и почему?
2) Какой учитель плохой и почему?
3) Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему?
Анализ полученных результатов позволяет сделать весьма значимые для учителей выводы. Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.
Нужно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль общения учителя. Ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно и опрятно одетый», «доступный», «улыбчивый, обаятельный», «крутой».
Таким образом, обобщив сказанное, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель:
– понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика;
– заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает;
– любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный;
– общительный, хороший друг, открытый, искренний;
– изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный;
– применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций;
– владеет собой, умеет сдерживать эмоции;
– тактичен;
– всесторонне развит, умный, умеет говорить выразительно, ясно и четко;
– обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством.
Работа учителя — это постоянная длительная и трудная проверка, испытание властью.
Личностный подход в его деятельности не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от друга. Это последовательное всегда и во всем отношение к ученику как к личности, ответственному и самосознательному субъекту.
К. Д. Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этот огонь, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества».
Юношеский возраст — не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли эти годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти школьника заполненными мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями.
Юношеская личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным показателям, таким как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Спору нет, и то и другое существенно. Но самый легкий, послушный и покладистый ребенок не всегда самый искренний или самый инициативный. Также мало говорит о характере юноши и его успеваемость.
Подводя итоги, можно сделать некоторые выводы. Учитель, как и 100 лет назад, должен быть широко образованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем в век информации, когда подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя – это образ универсального человека. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования.
Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Нынешние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Прежде всего через качественные изменения в образовании педагога.
В Год педагога и наставника акценты в образовании будущего учителя, считаю, должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин. Необходимо и безотлагательное возвращение в учебные планы, прежде всего педагогических вузов и колледжей, таких дисциплин, как этика, логика, эстетика, культурология, которые еще на студенческой скамье способствовали бы не только формированию интеллектуального и морально-этического облика будущих учителей, но и развитию у них педагогического мастерства, построенного именно на творческой основе.