Купить PDF-версию
05:42 | 09 декабря, Сб
Махачкала
Weather Icon
Weather Icon
X
9:52  12.10.23

Старший призван быть старшим

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
29

Президент России В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивает необходимость уважительного отношения ко всем слоям населения, независимо от национальных, конфессиальных и поликультурных различий, к достойным людям – труженикам, учителям, врачам, ученым.

Более того, Указом от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» он призвал воспитывать гражданина – патриота правового государства, способного к социализации в условиях многонационального социума, уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью и проявляющего национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, языкам, традициям и культуре.

Между тем проблемы нравственности волновали общество во все времена. Нравственность личности была объектом пристального внимания многих мыслителей и просветителей, ученых, философов, педагогов, психологов.

Возьмем, например, такое ключевое нравственное понятие, как «уважение». Подавляющее большинство современных граждан, особенно молодое поколение, смутно представляют, поверхностно понимают и в особенности недостаточно сознают и чувствуют, что такое уважение. Стирая из памяти традиционные прогрессивные народные нормы и правила уважения, определенная часть наших людей в последние десятилетия зачастую стала воспринимать уважение как непременное и должное чинопочитание или как преклонение перед более состоятельным чиновником, соседом, коллегой, товарищем и т. д.

В этой ситуации, на наш взгляд, крайне необходим поиск и возрождение в сознании нынешних и грядущих поколений здоровых традиционных начал межличностных отношений в обществе.

Исследования показывают, что в большинстве своем наши родители и педагоги воспитательное воздействие сводят к наставлениям типа «прислушивайтесь», «будьте внимательные». Не вникая в социальную важность проблемы воспитания, а может быть, в силу явной методической неподготовленности часть воспитателей не в силах объяснять детям главное – почему, как, где, когда, за что, для чего следует уважать человека, коллектив, моральные и материальные ценности общества, в чем заключается социально-этическая значимость и безусловная необходимость уважения. Детей не приучают к традиционным словесным и деловым формам уважения и почитания людей, норм поведения, традиций и обычаев, историко-педагогической культуры народов республики и Отечества.

Как результат таких упущений – очевидное расшатывание общепринятых в здравомыслящем обществе морально-этических норм, проявляющееся в такой форме аморального поведения, как наркомания, публичное курение и употребление спиртных напитков, неподобающее поведение перед старшими, в общественных местах, неумение выбрать и соблюдать тон, темп и стиль разговора и прочее.

По мнению народа, уважение – традиционно присущая для здорового социума обязательная для каждого здравомыслящего человека форма проявления достойной и заслуженной оценки нравственной, умственной, трудовой и физической деятельности родных, близких, коллектива, да и всех граждан общества. Уважение к окружающим должно начинаться с уважения к самому себе, к своему внешнему эстетическому и внутреннему духовно-нравственному облику, к манере поведения в обществе. «Кто не уважает себя, тот не будет уважать и родного отца», «Кто не знает себя, тот не познает и других», – гласят народные пословицы.

Человеческие качества ценятся в народе не только по отношению к себе, но более всего по отношению человека к своим родным, близким, к своему народу и своей Родине. Народ издревле приметил: «Кто не любит родную мать, тот не полюбит Родину». Корни истинного уважения, по мнению народа, прежде всего кроются в самосознании.

Только человек, осознавший себя, свое место и функциональные обязанности в семье, обществе, любящий своих близких, свой очаг, свой аул, свою Родину, способен проявить социально значимое отношение ко всем окружающим – как к старшим, так и к тем, кто моложе его. Необходимость приоритета старших народная педагогика объясняет тем, что «старший призван быть старшим». И действительно, история Дагестана не знает семьи, общины, аула, города, где не было бы заботливого старшего. «Кто не послушает старших, попадет в большую неприятность», «В доме, где нет старшего, не будет изобилия», «Семь домов и восемь старшин не бывает», – гласит народная мудрость Дагестана.

Но мудрый народ приметил и то, что отдельные старшие злоупотребляют своим положением в обществе, дают младшим указания, советы, противоречащие нравственности, показывают молодым дурной пример. Предостерегая от таких людей, народный разум наставляет: «Старший должен уметь проявить свое старшинство», «Уважают того, кто ценит уважение», «Если говорящий глуп, то слушающий должен быть умным».

Народная педагогика рекомендует прививать чувство уважения с раннего детства: «Ребенка еще в колыбели воспитывай, теленка еще на привязи приучи». Авторитет народного уважения зиждется на трезвом общественном мнении, которое гласит: «Если хочешь слыть уважаемым, уважай младенца».

Испытанным средством народного воспитания служит труд. Уважая свой и общественный труд, старшие всегда демонстрировали детям и молодежи примеры хозяйского отношения к добру. Возьмем, к примеру, хлеб. Бережное отношение к хлебу как продукту нелегкого труда исстари развивали в человеке. Когда ребенок, взяв кусок свежего хлеба, выходил на улицу, ему объясняли, что есть на ходу, играть с хлебом в руках некрасиво, что хлеб – это добро, и его надо беречь.

Образцом уважительности для детей служит доброе отношение родителей к старикам семьи, рода, к соседям и гостям. Уважая соседа, горец делит с ним радость и горе. Советами умной, практичной старушки руководствуются члены семьи, родственники и даже посторонние. Отклонить просьбу старого человека, оставить ее без внимания считается неприличным.

Весьма поучительны традиционные правила уважения гостя. Его встречают приветливо, спрашивают о здоровье его семьи, о благополучии родственников, о работе. Когда в семье гость, не допускаются семейные конфликты, чтобы не испортить ему настроение. Чтобы гостю не было скучно, приглашают родственников, соседей. Если собрались взрослые, младшие дети уходят в свою комнату. Лишь взрослым детям разрешено быть среди старших, чтобы ухаживать за гостями. Они не участвуют в разговоре, только отвечают на вопросы, с которыми к ним обращаются старшие.

«Не давай в обиду старого человека, заступайся за него, помогай старшим, но этим не хвастайся, это твоя обязанность; оказывай старшим почтение независимо от того, где ты их встретил; в присутствии старших веди себя скромно, знай время и место вступления в их разговор, при встрече приветствуй старшего первым, начиная задуманное дело, не забудь посоветоваться со старшими», – наставляет народная педагогика.

Формы проявления дагестанской нравственности многообразны и уместно привязаны ко всем без исключения условиям социума, а также индивидуально-возрастным правам и обязанностям человека.

В одной статье немыслимо раскрывать многочисленные нравственные формы, исторически присущие всем народам многонационального, многоконфессиального и поликультурного Дагестана. Но важно, на наш взгляд, подчеркнуть, что детям нужны мудрость и забота взрослых. Родителям и воспитателям не прожить без радости детей, их уважения и сердечной отзывчивости. Такое отношение – чрезвычайно необходимый и неотъемлемый элемент современного воспитания.

Морально-этические категории,­ ценимые нашими народами, во все времена служили дагестанцам практическим руководством в укреплении межличностных и межнациональных отношений. Они не могут быть искажены и как-то и кем-то игнорированы, потому как они прошли испытание веками, апробированы поколениями и переданы нынешним и грядущим поколениям для непременного руководства.

Новости от партнеров

Статьи из «Образование»

Учителя жизни

2
С первых лет советской власти в Дагестане уделяли особое внимание образованию. Важная миссия в прошлом выпала на первые педагогические училища – Хасавюртовское и...

Философия в решении конфликтов

3
В энциклопедических изданиях «Кто есть кто в России» и...

Дом, где обучают социализации

4
Амиру 20 лет. У него умный глубокий взгляд. Обладает незаурядными математическими...

Белые годы в черной Африке

7
Профессор З. Загиров принадлежит к плеяде видных учёных-педагогов, посвятивших себя...

Вперёд, альтаировцы!

6
Их будни наполнены занятиями в школе, но и для любимого дела – конструирования технических...

Охрана – дело самих школ?

25
Тревожные кнопки, металлодетекторы, вооруженная охрана – эти атрибуты ныне стали...

Профессия – философ

4
Вот уже 15 лет, как на факультете психологии и философии ДГУ юноши и девушки могут получить уникальную профессию философа. Однако многие, возможно, не вполне ясно...

Хранить родное

16
Один из исследовательских центров республики – Дагестанский научно-исследовательский...

Фундаментальная классика

6
Обеспечение программно-методической базой по предмету «Культура и традиции народов...

Обмен знаниями и опытом

11
В Дагестанском государственном университете вчера начала работу XXV Генеральная ассамблея...

Девяносто лет стажа в… счастье

138
Небольшой столик под деревом. Радующие глаз осенние...