Тигрулла, переименуйся, или Кто такой «Муфтий Лезгинский»
«Добрый день! Скажите мне, кто на сайте «ЯКласс» Муфтий Лезгинский? Немедленно переименуйтесь в свои имена! Я что, должна гадать, кто есть кто?!»; «А этот Тигрулла еще кто такой?». Так начинаются и заканчиваются дистанционные уроки в Дагестане. Школьники обмениваются друг с другом учительскими голосовыми сообщениями, учителя делятся с коллегами наработанными методами опроса.
Ситуация. Учитель литературы звонит ученику на вацап по видеосвязи, чтобы проверить домашнее задание.
– Читай стихотворение. На меня смотри. В глаза мне смотри, – требует педагог.
Преподаватели вузов требуют у своих студентов отвечать на вопросы напротив зеркала в полный рост. А если нет такого, то обложиться какими есть. Не поднял трубку? Можно оказаться в числе неаттестованных.
«Точка роста»
Тем временем в сельских школах центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» помогают учащимся наладить дистанционное обучение. Центры работают в Дагестане на базе 168 сельских школ. Они были открыты в 2019 году в рамках федерального проекта «Современная школа» (нацпроект «Образование»). Во время дистанционного обучения педагоги центров помогают учащимся справиться с трудностями онлайн-уроков.
– Многие дети в сельских школах республики оказались не готовы обучаться онлайн по причине отсутствия у них средств связи и гаджетов для работы в сети Интернет. Частичному решению проблемы способствовало компьютерное оборудование центров «Точка роста». Школьники получили ноутбуки в безвозмездное пользование до конца учебного года и прошли онлайн-консультации по использованию образовательных платформ, – комментирует министр образования и науки РД Уммупазиль Омарова.
Данному примеру последовали и другие общеобразовательные организации республики, имеющие компьютерные классы. Поддержка оказывается в первую очередь детям из многодетных семей и обучающимся выпускных классов. При отсутствии доступа к электронным образовательным ресурсам процесс обучения выстраивается кейс-методом. Учащиеся получают на руки набор специально разработанных учебно-методических материалов (кейс) по всем предметам. При этом школы отрабатывают механизмы доставки материалов и составляют график телефонных консультаций учителей-предметников.
«Живая классика»
Самоизоляция – не помеха для участия во Всероссийском конкурсе «Живая классика». Впервые региональный этап проходил в режиме онлайн. Более 140 юных чтецов со всей республики мерились талантами, чтобы принять участие в финале и суперфинале конкурса на Красной площади в Москве.
Каждый из них уже победитель классного, школьного и муниципального уровней. А наибольшее число баллов (204) набрал ученик 11 класса Республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Магомед Каниев. Школьник исполнил отрывок из произведения Этель Лилиан Войнич «Овод». Второе место заняла ученица 7 класса РЛИ «Центр одарённых детей» Фатима Гаджиева, выступившая с произведением Виктора Гюго «Отверженные» и набравшая 194 балла. Девочка зачитала отрывок о кукле «…с настоящими волосами и эмалевыми глазами…», о которой так мечтала главная героиня романа Казетта. Третье место за учеником 7 класса СОШ №1 г. Избербаша. Рамаз Хасбулатов за отрывок произведения «Как мы с Лёшкой поступали в музыкальную школу» набрал 187 баллов.
«Моя школа в online»
Прочитали произведения, вернулись к учебе. Уже две недели как в стране запущена платформа «Моя школа в online», созданная для организации учебного процесса в дистанционном режиме в условиях эпидемиологической ситуации.
По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, новая платформа обеспечит обучение школьников в населённых пунктах, не охваченных высокоскоростным Интернетом. В частности, необходимые ресурсы могут быть сохранены на устройствах учеников.
– Платформа будет совершенствоваться, появятся новые курсы. Главное – дать возможность школьникам обучаться по тем предметам, по той программе, которую они должны проходить сейчас. В зависимости от развития ситуации коллеги этот ресурс будут дополнять, и я думаю, что он будет востребован и в будущем, – прокомментировал министр.
Еженедельно на платформе выкладывают новые уроки. Здесь каждая тема представлена параграфами и заданиями из учебника в электронной форме.
«Всего за четвёртую четверть будет подготовлено и выложено более 2 тысяч материалов по 14 предметам для 1-11-х классов (при этом для ряда предметов 10-х и 11-х классов они разрабатываются на базовом и углублённом уровне). Информация для платформы готовится к самым востребованным учебникам издательств «Просвещение», «Российский учебник», «Дрофа», «Вентана-Граф» и «БИНОМ. Лаборатория знаний», – говорится на сайте Минпросвещения страны.
Бесплатные онлайн-школы
Нехватки в образовательных платформах нет. Яндекс совместно с Центром педагогического мастерства запустил бесплатную онлайн-школу в режиме полного учебного дня. В Яндекс.Школе можно получить дистанционное обучение по 15 и более предметам школьной программы и дополнительные занятия для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Учителя могут проводить онлайн-трансляции уроков.
Министерство образования и науки Республики Дагестан рекомендует 15 онлайн-ресурсов для дистанционного обучения:
• платформа «Российская электронная школа». На ней собраны задачи, тематические курсы, видеоуроки – resh.edu.ru;
• «Московская электронная школа». В её библиотеку загружено почти 800 тысяч аудио-, видео- и текстовых файлов, учебники и образовательные приложения – mos.ru/city/projects/mesh;
• «Яндекс. Учебник» – education.yandex.ru/home;
• «ЯКласс» – yaklass.ru;
• «Учи.ру» – uchi.ru;
• онлайн-школа Фоксфорд – foxford.ru;
• видеопортал – interneturok.ru;
• онлайн-школа английского языка Skyeng – skyeng.ru;
• онлайн-платформа «Мои достижения» – myskills.ru;
• платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум» – olimpium.ru;
• телеканал MOSOBR.TV – mosobr.tv;
• портал «Билет в будущее» – bilet-help.worldskills.ru;
• союз «Молодые профессионалы (Ворлдскилс Россия)» – worldskills.ru;
• всероссийский образовательный проект «Урок цифры» — урокцифры.рф.