Купить PDF-версию
14:12 | 20 сентября, Сб
X
08:57 04.12.2024

Традиции и инновации

Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с необходимостью подготовки школьников к жизни в быстро меняющемся мире. Одним из ключевых направлений развития образовательного процесса является внедрение метапредметного подхода, который позволяет формировать у учащихся целостное представление об окружающем мире и развивать их способности к критическому мышлению, креативности и самостоятельному поиску решений. Важным аспектом этого процесса становится участие педагогов в образовательных инициативах, направленных на повышение их квалификации и обмен опытом.

Одним из ярких примеров таких инициатив стал семинар для учителей на тему «Метапредметный подход на уроках рисования и труда» в Сергокалинской школе
№ 1 в ноябре текущего года. Это бесплатное мероприятие продемонстрировало значимость совместной работы научного и педагогического сообществ для достижения общих целей в области воспитания и обучения подрастающего поколения.

Параллельно с семинаром для учителей проходил финал конкурса рисунка памяти выдающегося педагога Идриса Абакарова с ценными призами для школьников. Магомед Абакаров, директор Академии «Каспий», отметил: «Мой отец Идрис Абакаров посвятил свою жизнь работе с детьми, возглавляя педучилище, работая завучем школы и учителем рисования. Его педагогический талант был направлен на развитие творческих способностей детей в искусстве». Ежегодный конкурс рисунка, организованный в честь Идриса Абакарова, способствует развитию творческого потенциала и национальной идентичности учащихся. В состав жюри входят известные ученые-искусствоведы и руководители художественных школ. Оба этих события были организованы Академией «Каспий» и Управлением образования в рамках проекта «Педагогическое наследие Дагестана».

В событиях «Педагогического наследия Дагестана» традиционное уважение к опыту выдающихся педагогов сочетается с современными методами и подходами, создавая условия для всестороннего развития школьников и повышения профессионального уровня учителей.

Метапредметный подход

Семинар открыл директор Академии «Каспий», доктор экономических наук, профессор Магомед Абакаров, который подробно рассказал о сути метапредметного подхода в образовании. Этот подход предполагает интеграцию знаний из разных дисциплин для решения комплексных задач, что способствует развитию междисциплинарного мышления и формированию универсальных учебных действий. Такой метод помогает учащимся видеть взаимосвязь между различными предметами и применять полученные знания в реальной жизни.

Магомед Абакаров подчеркнул важность активного участия педагогов в подобных мероприятиях, поскольку именно они являются ключевыми фигурами в образовательном процессе. Он выразил уверенность, что совместными усилиями удастся создать условия для эффективного внедрения метапредметного подхода в школах республики.

Особенное внимание привлекло выступление учителя технологии СОШ №18 имени Р. С. Рамазанова, отличника образования РФ, члена Общественно-консультативного совета Академии «Каспий» Атикат Магомедовой. Она рассказала о различиях между уроками труда и технологии, подчеркнув, что последние направлены на освоение детьми принципов работы с разнообразными материалами и технологиями, а также на ознакомление с профессиями и помощь в самоопределении. Это позволило слушателям глубже понять цели и задачи уроков технологии, а также оценить возможности применения метапредметного подхода на практике.

Не менее интересным оказалось выступление руководителя практики Махачкалинского гуманитарного колледжа Саиды Шейховой, которая акцентировала внимание на роли учителя в формировании метапредметных компетенций у школьников. Она отметила, что учитель должен не просто передавать знания, но и помогать ученикам осмысливать информацию, анализировать её и использовать в повседневной жизни.

Разитта Гаджиханова, заместитель директора по научной работе Республиканского лицея для одарённых детей, кандидат искусствоведения, затронула тему влияния преподавания изобразительного искусства и технологии на формирование мировоззрения учащихся и культурное развитие общества. Её выступление напомнило о том, что эти предметы играют важную роль в воспитании эстетических вкусов, развитии творческой активности и укреплении национального самосознания.

Завершило серию выступлений обсуждение директора художественной школы г. Махачкалы, заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан Гамзата Гусейнова, который говорил о значении музеев в развитии творческих способностей детей через предметы «Изобразительное искусство» и «Технология». Он отметил, что посещение музеев и знакомство с произведениями искусства способствуют расширению кругозора учащихся, обогащают их внутренний мир и развивают способность к самовыражению.

По словам Гусейнова, музеи представляют собой уникальные образовательные пространства, где дети могут непосредственно соприкоснуться с шедеврами мировой культуры, что стимулирует их воображение и вдохновляет на творчество. Также он подчеркнул, что интеграция предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» с музейной практикой может существенно повысить эффективность учебного процесса. Например, экскурсии в музеи позволяют детям увидеть реальные примеры применения тех технологий и материалов, которые изучаются на уроках, что делает образование более наглядным и понятным. Кроме того, такие визиты способствуют формированию у школьников уважительного отношения к культурному наследию своей страны и мира в целом.

Познание нового

Проведение семинара и конкурса рисунков показало, насколько важно поддерживать тесное взаимодействие между научными учреждениями, школами и общественными организациями для достижения высоких результатов в сфере образования. Такие мероприятия способствуют обмену опытом, обсуждению актуальных проблем и поиску эффективных решений.

В заключение стоит отметить, что проекты Академии «Каспий» и лично Магомеда Абакарова вносят значительный вклад в развитие системы образования в Дагестане. Усилия направлены на создание условий для гармоничного развития личности каждого ребенка, на формирование у него чувства гордости за свое культурное наследие и стремление к познанию нового.

Статьи из «Образование»

Учителя и ученики

9
Антагонизм между поколениями, порождённый сменой эпох, всегда существовал и, наверное, будет существовать и в отдалённом будущем. Об этой извечной проблеме...

Не снижать заданных темпов

10
В сфере образования Дагестана происходят значительные изменения. Только в этом году в День...

Учителя повысили квалификацию

10
В Историческом парке «Россия – моя история» состоялся I Съезд учителей информатики Республики Дагестан, приуроченный к 40-летию...

Народ жив

48
В нашем календаре появился новый праздник, который мы совсем скоро отметим впервые. 11 июля 2025 года Указом Президента РФ 8 сентября объявлен Днём языков народов...

Учителя повысили квалификацию

12
В Историческом парке «Россия – моя история» состоялся I Съезд учителей информатики Республики Дагестан, приуроченный к 40-летию преподавания предмета в школе.

Прививка от стресса перед школой

7
Скоро 1 сентября, для первоклашек этот день – начало...

Готовимся к новым учебным программам

5
Мы писали об изменениях, которые ждут школьников и учителей в новом учебном году. Новости продолжают поступать, и газета...

Новый учебный год: вызовы и решения

3
Более 300 руководителей образовательных учреждений, педагогов, представителей республиканской и городской власти,...

Скоро за парту

5
Перед началом учебного года в Дагестане, как и по всей стране, проходит благотворительная...

Ключевые вопросы отрасли

20
Итоги прошлого учебного года, основные задачи и приоритеты на предстоящий цикл, новые...