X
08:57 04.12.2024

Традиции и инновации

Светлана Воронова
Выпуск - 2024 № 180
5

Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с необходимостью подготовки школьников к жизни в быстро меняющемся мире. Одним из ключевых направлений развития образовательного процесса является внедрение метапредметного подхода, который позволяет формировать у учащихся целостное представление об окружающем мире и развивать их способности к критическому мышлению, креативности и самостоятельному поиску решений. Важным аспектом этого процесса становится участие педагогов в образовательных инициативах, направленных на повышение их квалификации и обмен опытом.

Одним из ярких примеров таких инициатив стал семинар для учителей на тему «Метапредметный подход на уроках рисования и труда» в Сергокалинской школе
№ 1 в ноябре текущего года. Это бесплатное мероприятие продемонстрировало значимость совместной работы научного и педагогического сообществ для достижения общих целей в области воспитания и обучения подрастающего поколения.

Параллельно с семинаром для учителей проходил финал конкурса рисунка памяти выдающегося педагога Идриса Абакарова с ценными призами для школьников. Магомед Абакаров, директор Академии «Каспий», отметил: «Мой отец Идрис Абакаров посвятил свою жизнь работе с детьми, возглавляя педучилище, работая завучем школы и учителем рисования. Его педагогический талант был направлен на развитие творческих способностей детей в искусстве». Ежегодный конкурс рисунка, организованный в честь Идриса Абакарова, способствует развитию творческого потенциала и национальной идентичности учащихся. В состав жюри входят известные ученые-искусствоведы и руководители художественных школ. Оба этих события были организованы Академией «Каспий» и Управлением образования в рамках проекта «Педагогическое наследие Дагестана».

В событиях «Педагогического наследия Дагестана» традиционное уважение к опыту выдающихся педагогов сочетается с современными методами и подходами, создавая условия для всестороннего развития школьников и повышения профессионального уровня учителей.

Метапредметный подход

Семинар открыл директор Академии «Каспий», доктор экономических наук, профессор Магомед Абакаров, который подробно рассказал о сути метапредметного подхода в образовании. Этот подход предполагает интеграцию знаний из разных дисциплин для решения комплексных задач, что способствует развитию междисциплинарного мышления и формированию универсальных учебных действий. Такой метод помогает учащимся видеть взаимосвязь между различными предметами и применять полученные знания в реальной жизни.

Магомед Абакаров подчеркнул важность активного участия педагогов в подобных мероприятиях, поскольку именно они являются ключевыми фигурами в образовательном процессе. Он выразил уверенность, что совместными усилиями удастся создать условия для эффективного внедрения метапредметного подхода в школах республики.

Особенное внимание привлекло выступление учителя технологии СОШ №18 имени Р. С. Рамазанова, отличника образования РФ, члена Общественно-консультативного совета Академии «Каспий» Атикат Магомедовой. Она рассказала о различиях между уроками труда и технологии, подчеркнув, что последние направлены на освоение детьми принципов работы с разнообразными материалами и технологиями, а также на ознакомление с профессиями и помощь в самоопределении. Это позволило слушателям глубже понять цели и задачи уроков технологии, а также оценить возможности применения метапредметного подхода на практике.

Не менее интересным оказалось выступление руководителя практики Махачкалинского гуманитарного колледжа Саиды Шейховой, которая акцентировала внимание на роли учителя в формировании метапредметных компетенций у школьников. Она отметила, что учитель должен не просто передавать знания, но и помогать ученикам осмысливать информацию, анализировать её и использовать в повседневной жизни.

Разитта Гаджиханова, заместитель директора по научной работе Республиканского лицея для одарённых детей, кандидат искусствоведения, затронула тему влияния преподавания изобразительного искусства и технологии на формирование мировоззрения учащихся и культурное развитие общества. Её выступление напомнило о том, что эти предметы играют важную роль в воспитании эстетических вкусов, развитии творческой активности и укреплении национального самосознания.

Завершило серию выступлений обсуждение директора художественной школы г. Махачкалы, заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан Гамзата Гусейнова, который говорил о значении музеев в развитии творческих способностей детей через предметы «Изобразительное искусство» и «Технология». Он отметил, что посещение музеев и знакомство с произведениями искусства способствуют расширению кругозора учащихся, обогащают их внутренний мир и развивают способность к самовыражению.

По словам Гусейнова, музеи представляют собой уникальные образовательные пространства, где дети могут непосредственно соприкоснуться с шедеврами мировой культуры, что стимулирует их воображение и вдохновляет на творчество. Также он подчеркнул, что интеграция предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» с музейной практикой может существенно повысить эффективность учебного процесса. Например, экскурсии в музеи позволяют детям увидеть реальные примеры применения тех технологий и материалов, которые изучаются на уроках, что делает образование более наглядным и понятным. Кроме того, такие визиты способствуют формированию у школьников уважительного отношения к культурному наследию своей страны и мира в целом.

Познание нового

Проведение семинара и конкурса рисунков показало, насколько важно поддерживать тесное взаимодействие между научными учреждениями, школами и общественными организациями для достижения высоких результатов в сфере образования. Такие мероприятия способствуют обмену опытом, обсуждению актуальных проблем и поиску эффективных решений.

В заключение стоит отметить, что проекты Академии «Каспий» и лично Магомеда Абакарова вносят значительный вклад в развитие системы образования в Дагестане. Усилия направлены на создание условий для гармоничного развития личности каждого ребенка, на формирование у него чувства гордости за свое культурное наследие и стремление к познанию нового.

Статьи из «Образование»

Наука создаёт условия для прогресса

5
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

3
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

31
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

21
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

58
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

111
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

15
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

105
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...

Дух нации

8
Сложившаяся в свое время система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии...

Пока жив язык…

65
Когда заходит речь о полиязычности нашей республики, в памяти сразу всплывает легенда о...

Негасимый свет её души

217
Сельский учитель. В двух этих словах настоящая жизненная психология. О сельских педагогах...