Традиции и инновации
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с необходимостью подготовки школьников к жизни в быстро меняющемся мире. Одним из ключевых направлений развития образовательного процесса является внедрение метапредметного подхода, который позволяет формировать у учащихся целостное представление об окружающем мире и развивать их способности к критическому мышлению, креативности и самостоятельному поиску решений. Важным аспектом этого процесса становится участие педагогов в образовательных инициативах, направленных на повышение их квалификации и обмен опытом.
Одним из ярких примеров таких инициатив стал семинар для учителей на тему «Метапредметный подход на уроках рисования и труда» в Сергокалинской школе
№ 1 в ноябре текущего года. Это бесплатное мероприятие продемонстрировало значимость совместной работы научного и педагогического сообществ для достижения общих целей в области воспитания и обучения подрастающего поколения.
Параллельно с семинаром для учителей проходил финал конкурса рисунка памяти выдающегося педагога Идриса Абакарова с ценными призами для школьников. Магомед Абакаров, директор Академии «Каспий», отметил: «Мой отец Идрис Абакаров посвятил свою жизнь работе с детьми, возглавляя педучилище, работая завучем школы и учителем рисования. Его педагогический талант был направлен на развитие творческих способностей детей в искусстве». Ежегодный конкурс рисунка, организованный в честь Идриса Абакарова, способствует развитию творческого потенциала и национальной идентичности учащихся. В состав жюри входят известные ученые-искусствоведы и руководители художественных школ. Оба этих события были организованы Академией «Каспий» и Управлением образования в рамках проекта «Педагогическое наследие Дагестана».
В событиях «Педагогического наследия Дагестана» традиционное уважение к опыту выдающихся педагогов сочетается с современными методами и подходами, создавая условия для всестороннего развития школьников и повышения профессионального уровня учителей.
Метапредметный подход
Семинар открыл директор Академии «Каспий», доктор экономических наук, профессор Магомед Абакаров, который подробно рассказал о сути метапредметного подхода в образовании. Этот подход предполагает интеграцию знаний из разных дисциплин для решения комплексных задач, что способствует развитию междисциплинарного мышления и формированию универсальных учебных действий. Такой метод помогает учащимся видеть взаимосвязь между различными предметами и применять полученные знания в реальной жизни.
Магомед Абакаров подчеркнул важность активного участия педагогов в подобных мероприятиях, поскольку именно они являются ключевыми фигурами в образовательном процессе. Он выразил уверенность, что совместными усилиями удастся создать условия для эффективного внедрения метапредметного подхода в школах республики.
Особенное внимание привлекло выступление учителя технологии СОШ №18 имени Р. С. Рамазанова, отличника образования РФ, члена Общественно-консультативного совета Академии «Каспий» Атикат Магомедовой. Она рассказала о различиях между уроками труда и технологии, подчеркнув, что последние направлены на освоение детьми принципов работы с разнообразными материалами и технологиями, а также на ознакомление с профессиями и помощь в самоопределении. Это позволило слушателям глубже понять цели и задачи уроков технологии, а также оценить возможности применения метапредметного подхода на практике.
Не менее интересным оказалось выступление руководителя практики Махачкалинского гуманитарного колледжа Саиды Шейховой, которая акцентировала внимание на роли учителя в формировании метапредметных компетенций у школьников. Она отметила, что учитель должен не просто передавать знания, но и помогать ученикам осмысливать информацию, анализировать её и использовать в повседневной жизни.
Разитта Гаджиханова, заместитель директора по научной работе Республиканского лицея для одарённых детей, кандидат искусствоведения, затронула тему влияния преподавания изобразительного искусства и технологии на формирование мировоззрения учащихся и культурное развитие общества. Её выступление напомнило о том, что эти предметы играют важную роль в воспитании эстетических вкусов, развитии творческой активности и укреплении национального самосознания.
Завершило серию выступлений обсуждение директора художественной школы г. Махачкалы, заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан Гамзата Гусейнова, который говорил о значении музеев в развитии творческих способностей детей через предметы «Изобразительное искусство» и «Технология». Он отметил, что посещение музеев и знакомство с произведениями искусства способствуют расширению кругозора учащихся, обогащают их внутренний мир и развивают способность к самовыражению.
По словам Гусейнова, музеи представляют собой уникальные образовательные пространства, где дети могут непосредственно соприкоснуться с шедеврами мировой культуры, что стимулирует их воображение и вдохновляет на творчество. Также он подчеркнул, что интеграция предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» с музейной практикой может существенно повысить эффективность учебного процесса. Например, экскурсии в музеи позволяют детям увидеть реальные примеры применения тех технологий и материалов, которые изучаются на уроках, что делает образование более наглядным и понятным. Кроме того, такие визиты способствуют формированию у школьников уважительного отношения к культурному наследию своей страны и мира в целом.
Познание нового
Проведение семинара и конкурса рисунков показало, насколько важно поддерживать тесное взаимодействие между научными учреждениями, школами и общественными организациями для достижения высоких результатов в сфере образования. Такие мероприятия способствуют обмену опытом, обсуждению актуальных проблем и поиску эффективных решений.
В заключение стоит отметить, что проекты Академии «Каспий» и лично Магомеда Абакарова вносят значительный вклад в развитие системы образования в Дагестане. Усилия направлены на создание условий для гармоничного развития личности каждого ребенка, на формирование у него чувства гордости за свое культурное наследие и стремление к познанию нового.