Тропа к человечности
Историческое беспамятство, потеря чувства традиции, ответственности за сохранение и развитие культурного наследия, как показывает жизнь, оборачиваются неисчислимыми трудностями межличностного взаимопонимания, а порою и бедами.
Общество наше, особенно в последние десятилетия, постоянно испытывает духовное голодание, оно упорно и с большой надеждой запрашивает общечеловеческие ценности, видит в них единственно верную, исторически надежную опору духовно-нравственного оздоровления всех сфер человеческой деятельности.
Практически нет сегодня номера газеты или журнала, радио и телепередачи, где бы в той или иной мере не было призыва к возрождению и сохранению исторического наследия, материальной и духовной культуры, самобытных прогрессивных традиций, обычаев народа. Уже на самом высоком государственном уровне приняты законы, требующие максимально бережного отношения к исконной культуре каждого народа многонациональной России.
Жизнь показывает, что многие граждане довольно смутно представляют себе как национально-специфические, так и общечеловеческие ценности и не придерживаются их в обиходе.
Возьмем простейший пример. Всеми будто бы признаётся такая общечеловеческая ценность, как уважение. Но не все проявляют уважение друг к другу. Ощущается острая нехватка чувств, знаний, умений и навыков. Как следствие, в обществе появляются брошенные дети, старики, постоянные эксцессы в общении людей в быту, на производстве и т.д. Оказывается, нужна целенаправленная подготовка детей к уважению близких в семье, учителей и учащихся в школе, окружающих людей.
Или возьмем другой пример. Мы часто становимся очевидцами неправильного, порой даже грубого обращения людей друг к другу. Иной молодой человек неподобающе обращается к девушке, покупатель к продавцу, пассажир к водителю, младший к старшему. Порой неприятно слышать, как некоторые юноши и девушки, обращаясь к водителю маршрутного такси, грубо требуют: «На остановке останови!», «Останови, сказал!», вместо вежливого обращения: «Остановите, пожалуйста, на остановке». Умение тактично, деликатно подойти друг к другу — это не отличие какого-то одного поколения, не признак одного времени. Это продуманный и оправданный веками моральный устой человеческого общежития. Нарушая или игнорируя его, мы унижаем окружающих.
В культуре народов Дагестана издревле присутствуют слова выражения почтения к народу — «джамаат», к гостю — «кунак». «Здравствуй, брат моего отца!», «Здравствуй, сестра моей матери!» обращаются благовоспитанные лакцы друг к другу. Общеизвестно, насколько прочно скрепляют такие обращения людские отношения. Все народы Дагестана, все заботливые родители буквально с колыбели учат детей наставлениями: «Дядей назови», «Тётей назови», «Сестрой назови», «Братом назови» и т.д. Это величайшие семена поистине человеческой доброты, вежливости и благовоспитанности.
Прогрессивная практика воспитания детей в Дагестане веками вырабатывала и располагает многочисленными формами, методами и приёмами уважительных, вежливых, корректных обращений. Высоко ценятся, например, у лезгин вежливые слова «халу», «ими», «дайи» (дядя), «буба» (дедушка, отец), «арха», «стха» (брат); «хала», «эме» (тётя), «бажи», «диде» (бабушка, мать), «вах» (сестра); «хтул» (внук, внучка), «хва» (сынок), «руш» (доченька) и т. д.
Опыт старших поколений убеждает, что умелые советы и наставления обеспечивают должный нравственный настрой жизни, способствуют взаимопониманию, стимулируют созидательную деятельность человека. Обращение «кунак», например, веками создавало в горах прочные связи поколений: кунак деда становился кунаком отца, сына, внука, правнука.
До сих пор нельзя без волнения читать «Обращение старейшин Дагестана», прозвучавшее в годы Великой Отечественной войны: «Братья и сестры, горцы! Поднимайтесь на священную войну! И старики, и женщины, и дети должны быть бойцами!». Это обращение стало двигателем высоких патриотических чувств, сознания и поведения. Таких примеров из жизни старших поколений можно привести сотни. Они сконцентрированы в произведениях устного народного творчества, свято берегутся в народном сознании. Все это говорит об обязательности вежливых обращений, как поистине святых и незыблемых нормах человеческого общежития.
Сегодняшнее поколение дагестанцев, располагая техническими средствами массовой информации, имеет большие возможности усвоения лучших традиций братских народов страны. Общенародные этические нормы требуют, чтобы на «ты» обращались лишь к близким людям — друзьям, родственникам, и то лишь к тем, кто по возрасту младше нас или ровесник. «Ты» как бы подчеркивает общность взглядов, интересов, желаний и настроений, которая объединяет близких по мировоззрению и характеру людей.
Ни признание в обществе, ни служебное положение, никакие материальные и должностные привилегии не дают права на обращение к подчиненным и старшим в форме фамильярного «ты». Нередко встречающееся «тыканье» со стороны руководителей в адрес подчиненных нельзя расценивать иначе, как барское отношение к людям, желание показать несуществующее превосходство над окружающими.
Наиболее достойной воспитанного и культурного человека формой вежливого обращения к посторонним считается «вы». Богатые этические нормы русского языка позволяют безошибочно выбирать соответствующие различным ситуациям формы обращения. На производстве, на службе независимо от возраста благоразумно и оправданно обращаться друг к другу по имени и отчеству. В правовых учреждениях, в общественных местах к незнакомым — «гражданин», «гражданка».
Обращаясь к кому-либо, мы первым же нашим словом характеризуем себя, свое отношение к людям. Вот почему некрасиво обращаться «девушка» к пожилой продавщице за прилавком. Все это с успехом могут заменить уважительные «Будьте добры!», «Будьте любезны!», «Сделайте одолжение, пожалуйста!». Почему-то мы стали забывать замечательное обращение «товарищ». Правильно произнесённое, оно одинаково хорошо звучит и с трибуны, и при обращении с просьбой, и в разговоре с посторонним, ибо рекомендует говорящего как человека, доброжелательно настроенного к окружающим.
На наш взгляд, курс «Этика» (наука о поведении) должен преподаваться как в школах, так и быть обязательной дисциплиной при профессиональной подготовке педагогов в колледжах и вузах. Ведь был же он обязательным даже в Древней Греции, Риме, изучался вплоть до XIX века. Почему же сейчас этике учат лишь родители? Это важное дело нельзя пускать на самотёк.
Сегодня, в дни всенародной заботы о духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения, ни одна эффективная форма, метод, средство воспитания и обучения вежливому обращению не могут игнорироваться. Общение людей на производстве, в общественной жизни, быту, семье, на досуге должно подчиняться высоким общепринятым нормам человеческой морали. Необходима глубоко продуманная, тщательно и всесторонне взвешенная программа по оживлению, осмыслению и повсеместному внедрению конкретных аспектов народной культуры межличностного, половозрастного, межнационального общения.
Культура народов Дагестана уникальна. Не берусь судить о том, кому, в какой области культуры и как целесообразно решать назревшие проблемы. Попытаюсь лишь высказать некоторые соображения относительно педагогической культуры – самой главной, на наш взгляд, неотъемлемой части культурного наследия всех народов Дагестана.
Мне представляется, что педагогическая культура не только стимулировала, веками регулировала становление и развитие всей национальной культуры, но и выполняла свою естественную функцию — формировала конкретное национальное сознание, чувства и поведение подрастающего поколения, создавала психологию образцовой личности, семьи, общества (джамаата) и всего народа. В своем развитии народная педагогика по крупицам собирала прогрессивные идеи, вырабатывала взгляды, средства, формы и методы побуждения у человека гуманного отношения к людям, растительному и животному миру, к обществу. Она создавала педагогическую память народа, подкрепляя ее надежным регулятором – здоровым общественным мнением.
Без осмысления богатого наследия народной педагогики нельзя представить совершенного гражданина, а тем более родителя, воспитателя, учителя.
Между тем наши многолетние наблюдения за воспитательной деятельностью показывают, что многие педагогические кадры в своем подавляющем большинстве не имеют даже мало–мальских знаний, умений и навыков по народной педагогике. Более того, мы годами недооценивали традиционный опыт умудренных жизнью старожилов, образцовых благополучных многодетных семей, джамаатов, пытались навязывать народу все новые и новые, не подкрепленные практикой, не приспособленные к местным условиям и национальной психологии рекомендации. Как следствие этого, сегодня повсеместно падает престиж учителей и воспитателей.
Условия, в которых ныне министерство просвещения предпринимает попытку возродить народную педагогику и культуру, действительно нелегкие. Настоящих знатоков народного культурного и педагогического наследия в аулах Дагестана остались единицы. Несмотря на свой преклонный возраст, думаю, они еще ждут своих слушателей, добрых ценителей, собирателей и распространителей мудрых заповедей народной педагогики и традиционной народной культуры. Советы старожилов в населенных пунктах, кабинеты и кружки народной культуры и педагогики в образовательных организациях республики могли бы быть добрым началом большой работы.
Народ изрядно устал от истории в цифрах и хронологии, ему нужна живая история духовного становления и развития конкретных личностей, семей, родов и народов Дагестана. Ему нужны не сиюминутные показатели количественного роста и эпизодической работы учреждений культуры, а самобытная культура как единое целое.
Без возрождения народной педагогики не может быть полного народного образования, духовного становления, социально-экономического, идейно-политического обновления республики и страны. Народная педагогика — веками испытанная тропа к очеловечиванию людей.