Купить PDF-версию
04:25 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
09:42 04.11.2022

Тропа к человечности

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2022 №№ 292-293
44

Историческое беспамятство, потеря чувства традиции, ответственности за сохранение и развитие культурного наследия, как показывает жизнь, оборачиваются неисчислимыми трудностями межличностного взаимопонимания, а порою и бедами.

Общество наше, особенно в последние десятилетия, постоянно испытывает духовное голодание, оно упорно и с большой надеждой запрашивает общечеловеческие ценности, видит в них единственно верную, исторически надежную опору духовно-нравственного оздоровления всех сфер человеческой деятельности.

Практически нет сегодня номера газеты или журнала, радио и телепередачи, где бы в той или иной мере не было призыва к возрождению и сохранению исторического наследия, материальной и духовной культуры, самобытных прогрессивных традиций, обычаев народа. Уже на самом высоком государственном уровне приняты законы, требующие максимально бережного отношения к исконной культуре каждого народа многонациональной России.

Жизнь показывает, что многие граждане довольно смутно представляют себе как национально-специфические, так и общечеловеческие ценности и не придерживаются их в обиходе.

Возьмем простейший пример. Всеми будто бы признаётся такая общечеловеческая ценность, как уважение. Но не все проявляют уважение друг к другу. Ощущается острая нехватка чувств, знаний, умений и навыков. Как следствие, в обществе появляются брошенные дети, старики, постоянные эксцессы в общении людей в быту, на производстве и т.д. Оказывается, нужна целенаправленная подготовка детей к уважению близких в семье, учителей и учащихся в школе, окружающих людей.

Или возьмем другой пример. Мы часто становимся очевидцами неправильного, порой даже грубого обращения людей друг к другу. Иной молодой человек неподобающе обращается к девушке, покупатель к продавцу, пассажир к водителю, младший к старшему. Порой неприятно слышать, как некоторые юноши и девушки, обращаясь к водителю маршрутного такси, грубо требуют: «На остановке останови!», «Останови, сказал!», вместо вежливого обращения: «Остановите, пожалуйста, на остановке». Умение тактично, деликатно подойти друг к другу — это не отличие какого-то одного поколения, не признак одного времени. Это продуманный и оправданный веками моральный устой человеческого общежития. Нарушая или игнорируя его, мы унижаем окружающих.

В культуре народов Дагестана издревле присутствуют слова выражения почтения к народу — «джамаат», к гостю — «кунак». «Здравствуй, брат моего отца!», «Здравствуй, сестра моей матери!» обращаются благовоспитанные лакцы друг к другу. Общеизвестно, насколько прочно скрепляют такие обращения людские отношения. Все народы Дагестана, все заботливые родители буквально с колыбели учат детей наставлениями: «Дядей назови», «Тётей назови», «Сестрой назови», «Братом назови» и т.д. Это величайшие семена поистине человеческой доброты, вежливости и благовоспитанности.

Прогрессивная практика воспитания детей в Дагестане веками вырабатывала и располагает многочисленными формами, методами и приёмами уважительных, вежливых, корректных обращений. Высоко ценятся, например, у лезгин вежливые слова «халу», «ими», «дайи» (дядя), «буба» (дедушка, отец), «арха», «стха» (брат); «хала», «эме» (тётя), «бажи», «диде» (бабушка, мать), «вах» (сестра); «хтул» (внук, внучка), «хва» (сынок), «руш» (доченька) и т. д.

Опыт старших поколений убеждает, что умелые советы и наставления обеспечивают должный нравственный настрой жизни, способствуют взаимопониманию, стимулируют созидательную деятельность человека. Обращение «кунак», например, веками создавало в горах прочные связи поколений: кунак деда становился кунаком отца, сына, внука, правнука.

До сих пор нельзя без волнения читать «Обращение старейшин Дагестана», прозвучавшее в годы Великой Отечественной войны: «Братья и сестры, горцы! Поднимайтесь на священную войну! И старики, и женщины, и дети должны быть бойцами!». Это обращение стало двигателем высоких патриотических чувств, сознания и поведения. Таких примеров из жизни старших поколений можно привести сотни. Они сконцентрированы в произведениях устного народного творчества, свято берегутся в народном сознании. Все это говорит об обязательности вежливых обращений, как поистине святых и незыблемых нормах человеческого обще­жития.

Сегодняшнее поколение дагестанцев, располагая техническими средствами массовой информации, имеет большие возможности усвоения лучших традиций братских народов страны. Общенародные этические нормы требуют, чтобы на «ты» обращались лишь к близким людям — друзьям, родственникам, и то лишь к тем, кто по возрасту младше нас или ровесник. «Ты» как бы подчеркивает общность взглядов, интересов, желаний и настроений, которая объединяет близких по мировоззрению и характеру людей.

Ни признание в обществе, ни служебное положение, никакие материальные и должностные привилегии не дают права на обращение к подчиненным и старшим в форме фамильярного «ты». Нередко встречающееся «тыканье» со стороны руководителей в адрес подчиненных нельзя расценивать иначе, как барское отношение к людям, желание показать несуществующее превосходство над окружающими.

Наиболее достойной воспитанного и культурного человека формой вежливого обращения к посторонним считается «вы». Богатые этические нормы русского языка позволяют безошибочно выбирать соответствующие различным ситуациям формы обращения. На производстве, на службе независимо от возраста благоразумно и оправданно обращаться друг к другу по имени и отчеству. В правовых учреждениях, в общественных местах к незнакомым — «гражданин», «гражданка».

Обращаясь к кому-либо, мы первым же нашим словом характеризуем себя, свое отношение к людям. Вот почему некрасиво обращаться «девушка» к пожилой продавщице за прилавком. Все это с успехом могут заменить уважительные «Будьте добры!», «Будьте любезны!», «Сделайте одолжение, пожалуйста!». Почему-то мы стали забывать замечательное обращение «товарищ». Правильно произнесённое, оно одинаково хорошо звучит и с трибуны, и при обращении с просьбой, и в разговоре с посторонним, ибо рекомендует говорящего как человека, доброжелательно настроенного к окружающим.

На наш взгляд, курс «Этика» (наука о поведении) должен преподаваться как в школах, так и быть обязательной дисциплиной при профессиональной подготовке педагогов в колледжах и вузах. Ведь был же он обязательным даже в Древней Греции, Риме, изучался вплоть до XIX века. Почему же сейчас этике учат лишь родители? Это важное дело нельзя пускать на самотёк.

Сегодня, в дни всенародной заботы о духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения, ни одна эффективная форма, метод, средство воспитания и обучения вежливому обращению не могут игнорироваться. Общение людей на производстве, в общественной жизни, быту, семье, на досуге должно подчиняться высоким общепринятым нормам человеческой морали. Необходима глубоко продуманная, тщательно и всесторонне взвешенная программа по оживлению, осмыслению и повсеместному внедрению конкретных аспектов народной культуры межличностного, половозрастного, межнационального общения.

Культура народов Дагестана уникальна. Не берусь судить о том, кому, в какой области культуры и как целесообразно решать назревшие проблемы. Попытаюсь лишь высказать некоторые соображения относительно педагогической культуры – самой главной, на наш взгляд, неотъемлемой части культурного наследия всех народов Дагестана.

Мне представляется, что педагогическая культура не только стимулировала, веками регулировала становление и развитие всей национальной культуры, но и выполняла свою естественную функцию — формировала конкретное национальное сознание, чувства и поведение подрастающего поколения, создавала психологию образцовой личности, семьи, общества (джамаата) и всего народа. В своем развитии народная педагогика по крупицам собирала прогрессивные идеи, вырабатывала взгляды, средства, формы и методы побуждения у человека гуманного отношения к людям, растительному и животному миру, к обществу. Она создавала педагогическую память народа, подкрепляя ее надежным регулятором – здоровым общественным мнением.

Без осмысления богатого наследия народной педагогики нельзя представить совершенного гражданина, а тем более родителя, воспитателя, учителя.

Между тем наши многолетние наблюдения за воспитательной деятельностью показывают, что многие педагогические кадры в своем подавляющем большинстве не имеют даже мало–мальских знаний, умений и навыков по народной педагогике. Более того, мы годами недооценивали традиционный опыт умудренных жизнью старожилов, образцовых благополучных многодетных семей, джамаатов, пытались навязывать народу все новые и новые, не подкрепленные практикой, не приспособленные к местным условиям и национальной психологии рекомендации. Как следствие этого, сегодня повсеместно падает престиж учителей и воспитателей.

Условия, в которых ныне министерство просвещения предпринимает попытку возродить народную педагогику и культуру, действительно нелегкие. Настоящих знатоков народного культурного и педагогического наследия в аулах Дагестана остались единицы. Несмотря на свой преклонный возраст, думаю, они еще ждут своих слушателей, добрых ценителей, собирателей и распространителей мудрых заповедей народной педагогики и традиционной народной культуры. Советы старожилов в населенных пунктах, кабинеты и кружки народной культуры и педагогики в образовательных организациях республики могли бы быть добрым началом большой работы.

Народ изрядно устал от истории в цифрах и хронологии, ему нужна живая история духовного становления и развития конкретных личностей, семей, родов и народов Дагестана. Ему нужны не сиюминутные показатели количественного роста и эпизодической работы учреждений культуры, а самобытная культура как единое целое.

Без возрождения народной педагогики не может быть полного народного образования, духовного становления, социально-экономического, идейно-политического обновления республики и страны. Народная педагогика — веками испытанная тропа к очеловечиванию людей.

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

43
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

19
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...