Творчество рождается в детстве
Когда родители приводят детей в школу искусств, они еще не знают, увлечет ли она их ребенка, хватит ли сил и усидчивости юному художнику, ювелиру, музыканту, актеру или танцору, чтобы у него что-то получилось. Чтобы вовлечь ребенка в этот волшебный мир творчества, требуется большое терпение и желание педагога.
В детской школе искусств поселка Новый Хушет (пригород Махачкалы) можно увидеть результаты совместной работы педагогов и ребят. Шамиль Далгатов (на снимке), нынешний директор школы, поражает своей энергией и оптимизмом, активной общественной деятельностью. Он был выпускником этой школы, затем после окончания Дагестанского художественного училища 15 лет работал в Хушетской школе педагогом по декоративно-прикладному искусству. И вот уже 4 года как возглавил школу. Самое трудное, по его мнению, было объяснять родителям, что школа искусств необходима детям даже несмотря на то, что они, возможно, не станут музыкантами, художниками, профессиональными танцорами.
С какой установкой ребенок должен приходить в школу искусств? Мой вопрос не застиг Ш. Далгатова врасплох.
— Конечно, нельзя насильно навязывать ребенку то или иное направление, он должен сам выбрать отделение сообразно его природным данным, интересам. Мы даем возможность, как говорится, осмотреться. А уж если выбрал фортепиано или скрипку, декоративно-прикладное искусство или театральное отделение, то тут начинаются более углубленные занятия. В дальнейшем многое зависит от педагога, от его интуиции относительно способностей ребенка.
К счастью, в школе подобрался творческий и одержимый коллектив преподавателей-энтузиастов, который крепко объединен любовью к детям, преданностью большому делу обучения и воспитания всесторонне развитых граждан. Можно поклониться наставникам и педагогам школы, которые живут и работают под девизом «Каждый ребенок талантлив». Поклониться еще и за то, что при небольшой зарплате и ненормированном рабочем дне они гордо несут звание «учитель». И становится как-то неловко за то, что в нашей стране государством учитель еще не поднят на должную высоту. И надеемся, что он займет эту высоту по праву.
Многие из выпускников школы закончили консерватории, художественные вузы страны и трудятся не только в разных уголках Российской Федерации, но и возвращаются домой, становясь гордостью дагестанского искусства.
Продолжая разговор о совместной работе педагогов и ребят, Ш. Далгатов отметил, что большое значение имеют авторитет педагога, его профессионализм. «Когда дети начинают учиться, чувствуют, что у них что-то получается, тогда и возникает «химия», то есть сотворчество педагога и ученика, появляется вкус к этому делу. А особенно после того, как дети становятся победителями конкурсов, фестивалей, желание совершенствоваться увеличивается. К примеру, наш театральный спектакль на недавнем всероссийском конкурсе в Москве занял второе место (первое не присуждалось), и это творческое достижение вдохновило и ребят, и их наставников», – заметил Ш. Далгатов. Он с гордостью говорит, что при наличии проблем коллективы школ искусств города (а их 8) ведут не просто кружковую работу, а осуществляют предпрофессиональную подготовку. К примеру, в Хушетской школе на занятиях по хореографии бывают три концертмейстера, а это уже достаточно высокий уровень.
Шамиль Далгатов рассказывал о своем любимом деле – деле воспитания и обучения детей художественному творчеству, а я представил себе, как на юбилей школы в зале наверняка соберутся те, кто неравнодушен к детскому творчеству. Среди гостей будут и бывшие воспитанники школы, для которых прошедшие годы не были напрасными, они на всю жизнь заражены бациллой творчества, какой бы сферой деятельности ни занимались. И будет много воспоминаний…
Как это важно, что дети с самого детства понимают и ценят истинную красоту! Пусть не гаснет в сердцах огонь творчества и любви к прекрасному! Все это радует и убеждает в том, что талантливые дети с талантливыми педагогами способны на достижение творческих высот в искусстве и в жизни.