Учебный год по-новому
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего и основного общего образования. Обновленные требования для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся детей, которые пойдут в первый и пятый классы.
Это уже третье поколение ФГОС, и по тому, как эволюционировали стандарты современного российского образования, как менялось их содержание, можно увидеть направление развития общего образования в стране на современном этапе. Если первый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», то второй добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». По сути, новые ФГОС-2021 скорее обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие детализируются. Так чего же нам ждать в новом учебном году?
С этим вопросом мы обратились к Марине Гаджиевой, заместителю начальника методического отдела МКУ «Управление образования» города Махачкалы.
– Я бы обозначила четыре основных признака новых стандартов: конкретизация, вариативность, единство обучения и воспитания и ориентированность знаний на их практическое применение. Теперь каждое требование раскрыто подробно и четко. Более точно и конкретно прописаны предметные результаты по каждой учебной дисциплине. Понятно, что должен знать, понимать и уметь ученик. Школы всё больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. Устанавливается вариативность сроков реализации учебных программ, причем не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения, – говорит наш собеседник.
В новых стандартах акцент делается на единстве обучения и воспитания. Уточнены и направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит. Так, например, «гражданский» блок должен привить детям неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
– Самое интересное, по моему мнению, и давно ожидаемое изменение – это включение в образовательные стандарты понятия «функциональная грамотность», то есть способность ребенка применить в жизни полученные в школе знания и умения, – продолжает Марина Гаджиева.
– В новых стандартах предпринимается попытка ответить ребенку на вопросы: когда я смогу применить теорему Пифагора, зачем мне знать законы Хаммурапи и на каком этапе жизни я вспомню о синусах и косинусах? Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. Ключевое внимание отныне будет отведено формированию 6 видов функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции и креативное мышление. При этом речь не идет об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Все эти новшества требуют определенной переподготовки учителей, и этот процесс начался. Дагестанский институт развития образования подготовил программу повышения квалификации в связи с принятием новых образовательных стандартов для начальной и основной школы. Учителя уже активно готовятся к новому учебному году.
Можно сказать, что новые образовательные стандарты сделают процесс обучения и воспитания более продуктивным для всех его участников. С одной стороны, педагогу легче построить свою работу, так как он более четко видит, чему следует научить учащегося того или иного класса, к каким знаниям привести ребенка, а с другой – детям интереснее учиться, из школы уходит назидательность, а получение знаний и воспитание становятся органичным и естественным процессом, цель которого – обучение жизни.