X
10:51 12.04.2022

Учебный год по-новому

Марина Ахмедханова
Выпуск - 2022 №№77-78
169

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего и основного общего образования. Обновленные требования для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся детей, которые пойдут в первый и пятый классы.

Это уже третье поколение ФГОС, и по тому, как эволюционировали стандарты современного российского образования, как менялось их содержание, можно увидеть направление развития общего образования в стране на современном этапе. Если первый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», то второй добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». По сути, новые ФГОС-2021 скорее обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие детализируются. Так чего же нам ждать в новом учебном году?

С этим вопросом мы обратились к Марине Гаджиевой, заместителю начальника методического отдела МКУ «Управление образования» города Махачкалы.

– Я бы обозначила четыре основных признака новых стандартов: конкретизация, вариативность, единство обучения и воспитания и ориентированность знаний на их практическое применение. Теперь каждое требование раскрыто подробно и четко. Более точно и конкретно прописаны предметные результаты по каждой учебной дисциплине. Понятно, что должен знать, понимать и уметь ученик. Школы всё больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. Устанавливается вариативность сроков реализации учебных программ, причем не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения, – говорит наш собеседник.

В новых стандартах акцент делается на единстве обучения и воспитания. Уточнены и направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит. Так, например, «гражданский» блок должен привить детям неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

– Самое интересное, по моему мнению, и давно ожидаемое изменение – это включение в образовательные стандарты понятия «функциональная грамотность», то есть способность ребенка применить в жизни полученные в школе знания и умения, – продолжает Марина Гаджиева.

– В новых стандартах предпринимается попытка ответить ребенку на вопросы: когда я смогу применить теорему Пифагора, зачем мне знать законы Хаммурапи и на каком этапе жизни я вспомню о синусах и косинусах? Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. Ключевое внимание отныне будет отведено формированию 6 видов функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции и креативное мышление. При этом речь не идет об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Все эти новшества требуют определенной переподготовки учителей, и этот процесс начался. Дагестанский институт развития образования подготовил программу повышения квалификации в связи с принятием новых образовательных стандартов для начальной и основной школы. Учителя уже активно готовятся к новому учебному году.

Можно сказать, что новые образовательные стандарты сделают процесс обучения и воспитания более продуктивным для всех его участников. С одной стороны, педагогу легче построить свою работу, так как он более четко видит, чему следует научить учащегося того или иного класса, к каким знаниям привести ребенка, а с другой – детям интереснее учиться, из школы уходит назидательность, а получение знаний и воспитание становятся органичным и естественным процессом, цель которого – обучение жизни.

Статьи из «Образование»

Раньше тут был пустырь

9
В одной из работ художника Юсуфа Моллаева мы можем увидеть фасад здания 13-й школы (на снимке)...

Рывок в системе образования

10
Некоторые источники утверждают, что известное выражение «войны выигрывают не генералы, а...

И в этом вся физика…

125
Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института физики им. Х. И. Амирханова...

От минералов до лазеров

10
Российские учёные сегодня развивают перспективные направления в науке, разрабатывают инновационные технологии, помогая тем самым людям по всему миру. Среди...

ЕГЭ: казнить нельзя. Как и помиловать

19
Запущенный в 2009 году в нашей стране единый...

Учиться на день меньше: плохо или хорошо?

13
Давайте проведём опрос на улицах города: хотите ли вы четырехдневную рабочую неделю? Как думаете, что скажут люди? А...

По стопам папы и мамы

236
Стоит ли студенту совмещать учебу с работой? Как найти компромисс и в погоне за деньгами не...

Что ждёт мир, Амир?

278
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...

ЕГЭ: быть или не быть?

29
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

40
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

19
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...