X
10:51 12.04.2022

Учебный год по-новому

Марина Ахмедханова
Выпуск - 2022 №№77-78
169

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего и основного общего образования. Обновленные требования для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся детей, которые пойдут в первый и пятый классы.

Это уже третье поколение ФГОС, и по тому, как эволюционировали стандарты современного российского образования, как менялось их содержание, можно увидеть направление развития общего образования в стране на современном этапе. Если первый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», то второй добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». По сути, новые ФГОС-2021 скорее обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие детализируются. Так чего же нам ждать в новом учебном году?

С этим вопросом мы обратились к Марине Гаджиевой, заместителю начальника методического отдела МКУ «Управление образования» города Махачкалы.

– Я бы обозначила четыре основных признака новых стандартов: конкретизация, вариативность, единство обучения и воспитания и ориентированность знаний на их практическое применение. Теперь каждое требование раскрыто подробно и четко. Более точно и конкретно прописаны предметные результаты по каждой учебной дисциплине. Понятно, что должен знать, понимать и уметь ученик. Школы всё больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. Устанавливается вариативность сроков реализации учебных программ, причем не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения, – говорит наш собеседник.

В новых стандартах акцент делается на единстве обучения и воспитания. Уточнены и направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит. Так, например, «гражданский» блок должен привить детям неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

– Самое интересное, по моему мнению, и давно ожидаемое изменение – это включение в образовательные стандарты понятия «функциональная грамотность», то есть способность ребенка применить в жизни полученные в школе знания и умения, – продолжает Марина Гаджиева.

– В новых стандартах предпринимается попытка ответить ребенку на вопросы: когда я смогу применить теорему Пифагора, зачем мне знать законы Хаммурапи и на каком этапе жизни я вспомню о синусах и косинусах? Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. Ключевое внимание отныне будет отведено формированию 6 видов функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции и креативное мышление. При этом речь не идет об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Все эти новшества требуют определенной переподготовки учителей, и этот процесс начался. Дагестанский институт развития образования подготовил программу повышения квалификации в связи с принятием новых образовательных стандартов для начальной и основной школы. Учителя уже активно готовятся к новому учебному году.

Можно сказать, что новые образовательные стандарты сделают процесс обучения и воспитания более продуктивным для всех его участников. С одной стороны, педагогу легче построить свою работу, так как он более четко видит, чему следует научить учащегося того или иного класса, к каким знаниям привести ребенка, а с другой – детям интереснее учиться, из школы уходит назидательность, а получение знаний и воспитание становятся органичным и естественным процессом, цель которого – обучение жизни.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

21
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

11
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

68
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

114
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

16
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...