Учить детей – это его дело
Основательный. Такое впечатление производит молодой учитель родных языков из села Хутниб Гунибского района Рамазан Газимагомедов (на снимке). «В селах рано взрослеют, – улыбается он, говоря о возрасте. – По сельским меркам, а мне 28 лет, я солидный человек».
На вопрос, что повлияло на его выбор нелегкой учительской ноши, отвечает: «Я ведь из многодетной семьи, семеро нас родилось: пятеро братьев и две сестры, так и нянчили друг друга. А родители, простые люди, работали от зари до зари, чтобы прокормить всех домочадцев. Наша семья обрабатывала гектар земли, это трудная работа. Но так жили мои предки, бабушка с дедушкой работали на земле. И ведь как любили работать! Сколько труда вкладывали, себя не жалели. И вроде нестарые еще были. Но из-за тяжелой физической работы отказывали суставы, падало зрение. И я, будучи старшеклассником, организовывал для дедушки с бабушкой, «незрячих» детей войны, собственные курсы лечения», – рассказывает Рамазан.
Каждую неделю он смотрел передачу «Здоровье», записывая в блокнот ценные советы ведущих докторов страны. И все время выбирал между врачебным делом и учительством. Ведь на селе не хватало специалистов в обеих областях. Но по окончании школы все же решил остаться в образовательном учреждении, теперь уже педагогом.
Отвечать на непростые вопросы
«В нашей семье все любили учиться, есть и золотые медалисты. А я вот «серебряным» оказался. Еще в школе стал победителем муниципального и регионального этапов олимпиады по дагестанской литературе. И это сыграло решающую роль в выборе специальности», – убежден мой собеседник.
Поступил на филфак ДГУ, потому что знал, надо помочь родной школе с учительскими кадрами, подготовиться к ЕГЭ. Во время учебы студент Рамазан Газимагомедов был на виду, занял первое место в ежегодной студенческой научно-практической конференции, был награжден за отличную учебу, за успехи в изучении родного языка и литературы. Стал стипендиатом Правительства РФ. Со временем закончил физмат ДГПУ, факультет управления ДГУ. Теперь работает еще и методистом в управлении образования района.
Иногда он сталкивается с тем, что и в семье младшеклассников считают, что в обучении можно обойтись мультиками на родном языке. Отсюда и русский язык не самого высокого уровня, да и аварским языком ребенок толком не овладевает. И так выходит, что с самого начала возникают барьеры, мешающие стать по-настоящему языковой личностью
«С каждым днем убеждаюсь, что профессия учителя – это мое дело, которое я стараюсь делать на совесть. Да и близкие считают, что я сделал правильный выбор: только окончил университет, как дома тут же потребовали вернуться, чтобы учительствовать, подтянуть ЕГЭ, результаты по которому в сельской школе были довольно низкими», – рассказывает Рамазан.
И он вернулся, потому что отзывчивый и добросовестный. Невольно он проводит аналогию со спецоперацией: говорит, что для одних это ответственность перед Родиной, для других – повод для недовольства. Но для Рамазана это момент истины. Старший брат участвовал в СВО, а когда приехал домой на побывку, все рвался назад, к сослуживцам, защищать Отечество.
Говоря о взаимоотношениях с ребятами в школе, подчеркивает, что учитель должен уметь отвечать на любой вопрос. В этом ему помогает духовный опыт, переданный предками.
«Легенды, сказки стихи, светская литература… Я много читал и в школьной библиотеке часто брал произведения на родном языке. Расул Гамзатов, Гамзат Цадаса, Муса Магомедов, Фазу Алиева потрясали огромной любовью к родной земле. Я читал вслух эти произведения в семье, и, если мне что-то было непонятно, получал объяснения от старших», – вспоминает педагог.
Спрашиваю, что для него главное в учительском деле, в самом процессе обучения. Отношение к делу, требовательность к себе, умение работать с любой аудиторией, добиваясь высоких результатов, отвечает он.
«Не бывает слабых детей, просто нужно подобрать ключ к душе ребенка, тогда обнаруживаешь столько внутренних резервов, что диву даешься, как можно было записывать его в отстающие!» Интересуюсь, кто сильнее в педагогике – мужчины или женщины. «Если в вопросе образовательного процесса нет разницы, то в воспитании мужчины сильнее», – говорит он, обращая внимание, что успех того же образовательного процесса во многом зависит от трудовой терапии.
Школа – великий воспитатель
«Чем больше на ученике нагрузки дома, по хозяйству, тем лучше он учится. И наоборот. Освобожденный от «трудовой повинности» ученик и в учебе расслаблен: ленится, находит отговорки, чтобы не учиться. Вот я преподаю в селении Нижний Кегер и в родном селе и время рассчитываю так, чтобы его на все хватало. И хватает. К такой рациональности в учебе
приучаю и своих учеников», – говорит педагог.
Он рассказывает о директоре школы Заде Исалмагомедовне Максудовой как об уникальной личности, которая воспитала более ста детей, многие из которых в разное время жили у нее в доме, помогала сиротам, детям из неблагополучных семей, давая им путевку в жизнь. «Ее жизнь – это повесть о настоящем человеке. Благодаря усилиям директора школа развивается, успешно внедряя образовательные стандарты нового поколения, воспитывая в учениках ответственное отношение к Родине, патриотизм на основе доброго отношения к окружающей природе, родным и близким, ко всем вокруг», – рассказывает Рамазан.
Особенность местной школы в том, что здесь, как и прежде, уделяют особое внимание опеке над детьми, помогают семьям, нуждающимся в этом. Директор, понимая, что родители, живущие на хуторах, не всегда имеют возможность приезжать за детьми, селит их у себя дома, чтобы поддержать, дать опору в жизни. Она хотела даже открыть интернат. Пока это вопрос вопросов.
«Зада Исалмагомедовна возглавляет НКО «Большая семья», цель которой – забота о ближнем. Сейчас у нее в доме проживают двадцать восемь детей. И мы, ее коллеги, стараемся помогать чем можем», – говорит Рамазан.
Учитель убежден, что сельская школа – это среда обитания, где все приближено, все на семейном уровне. И это здорово объединяет педагогический коллектив и учащихся. Школа небольшая – 67 детей учится, но селяне с большим уважением относятся к педагогическому составу. А это дорогого стоит, признается собеседник.
Эксклюзивный опыт
Интересуюсь, какие проблемы возникают при изучении родного языка. «Ребята, когда переходят в старшую школу, меняются. Среда, обстановка в семьях тоже меняется. И родители иной раз говорят: «Да он и так знает родной язык, пусть займется другими предметами плотнее», не осознавая, что родное слово – это культурный код, его надо сохранять, лелеять, чтобы не терять свою идентичность», – убежден педагог.
Иногда он сталкивается с тем, что и в семье младшеклассников считают, что в обучении можно обойтись мультиками на родном языке. «Отсюда и русский язык не самого высокого уровня, да и аварским языком ребенок толком не овладевает. И так выходит, что с самого начала возникают барьеры, мешающие стать по-настоящему языковой личностью».
Рамазан Газимагомедов преподает не только родной, но и русский язык, обществознание. И кому, как не ему, знать проблемы, связанные с языковой средой. Он рассказывает о сопоставительном аспекте, когда доска разбивается на две колонки с примерами на русском и родном словах. И вот в такой последовательности усваиваются оба языка.
«Я детально анализирую интерферентные явления в русской речи воспитанников. Таким образом, понимая эргативность родного языка и номинативность русского, учащиеся справляются с заданиями повышенного уровня сложности. Детальное обсуждение закрепляет знания, тем интереснее и живее получаются уроки», – констатирует педагог.
Да и подготовка к государственной аттестации проходит намного эффективнее. «За семь лет работы мои выпускники, успешно сдавшие русский язык и обществознание, а эти дисциплины сдают практически все ребята, поступили в те вузы, которые они выбрали. И я горд тем, что пользуюсь эффективными методиками, позволяющими достигать успеха», – говорит собеседник.
«Люблю учиться»
Он призер республиканских профессиональных конкурсов «Лучший учитель родного языка», «Лучший молодой учитель», «Учитель года», проходивших с 2017 по 2021 год. Рамазан – обладатель диплома I степени Министерства образования и науки РД за победу в республиканском конкурсе «Лучший учитель родного языка–2022»; удостоен диплома Министерства просвещения РФ на федеральном этапе конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы».
Дагестанскому педагогу из глубинки рекомендована аспирантура в Москве. И он всерьез подумывает над тем, чтобы практическую деятельность подкрепить научной. «Люблю учиться, – улыбается Рамазан, – резервы для этого есть. Будет что передать своим ученикам».