Учитель – центральная фигура
«В Советском Союзе было лучшее образование в мире! Нас разрушают извне! ЕГЭ – это смерть! Нужно вернуться назад!». Слышали? Или сами кричали не раз в спорах на кухне?
Хочется верить, что наше образование было на высоте, но ещё лучше знать, а как было на самом деле. Так ли дела обстояли? Или картина несколько приукрашена, а успехи советской школы преувеличены? Что было хорошего, а от чего стоит избавиться поскорее и напрочь?
Вопросов – море, на некоторые из них сложно дать ответы. Будем думать, размышлять. Может быть, проблемы появились после развала СССР, а может, мы всё еще не научились трезво оценивать ситуацию. Всё-таки аргументы типа «посмотрите, у нас в метро все читали, мы самая читающая страна в мире» давно пора оставить в прошлом.
Бесспорно, в Союзе было чему поучиться. Давно признаны такие достоинства советской системы образования, как академичность, высокая требовательность к учащимся, фундаментальное естественно-научное и математическое образование, но налицо и недостатки: чрезмерная универсальность программ и учебных планов, недостаточная практическая и профессиональная ориентация, перегруженность пассивными знаниями в ущерб навыкам. С выходом России на международный уровень и участием в международных исследованиях по сравнительной оценке общеобразовательной подготовки школьников выяснилось, что не всё у нас так хорошо, как мы привыкли думать.
В последние лет 15 Россия делает шаги на пути в общемировое образовательное пространство. И вот после этих слов так и слышу возмущение читателей: «Да мы всегда были в числе первых, как можно так принижать достижения великой страны!»
Правильно, нельзя. Это недопустимо, мы должны гордиться своей Родиной. Но для гордости за нашу школу должны быть основания, лучше – подтвержденные международными исследованиями, мнениями признанных в мире экспертов и конкретными результатами. Конечно, наши школьники побеждают на международных математических олимпиадах. Мы сильны в интернет-технологиях, естественных науках. Однако вот что интересно: там, где нужно применить полученные научные знания на практике, мы плетёмся если не в хвосте, то ближе к нему.
Так что цель ясна и конкретна. Президент России В. Путин поставил задачу – к 2030 году войти в десятку сильнейших стран мира по уровню образования.
Реформа российской образовательной системы началась в нулевых, и она продолжается, затрагивая разные её стороны. Идёт реализация национального проекта «Образование». Но говоря о реформировании, в первую очередь мы имеем в виду центральную фигуру любого учебного процесса – учителя. Ведь именно с него начинается школа и именно здесь предстоит самая сложная работа. Как писал Константин Ушинский, «в деле обучения и воспитания во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».
Недавно услышала мнение учительницы, высказанное в беседе о сохранении престижа профессии: уйдёт нынешнее поколение учителей, а что потом, кто придет работать в школу? И это страшно слышать, согласитесь.
В августе этого года, выступая на заседании президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования, глава государства говорил о необходимости поддержки престижа учительского труда и модернизации действующей системы образования. Готовятся соответствующие документы в Правительстве России.
Что ж, посмотрим, каким видит решение этой проблемы государство, ну а мы будем говорить о том, как сделать так, чтобы в нашем родном Дагестане образование стало престижным, учёба в школе – радостью для школьников, а для учителей их труд – любимым делом, приносящим удовлетворение. Между прочим, удовлетворённость учителя своей работой считают одним из условий эффективности обучения.
Приглашаем учителей, школьников, студентов, а также их родителей поговорить обо всем этом и не только.