Учитель – это активный гражданин?
Образование влияет на общество, это известный факт. А как могут повлиять институты гражданского общества на образование, и возможно ли это сегодня? Эту тему обсудили на заседании круглого стола в Махачкалинском центре повышения квалификации.
Открывая очередное заседание, заместитель председателя Совета МЦПК, к.полит.н. Эдуард Эмиров выразил надежду, что участники смогут предложить новые подходы к решению указанной проблемы.
Директор МЦПК, д.э.н., профессор Магомед Абакаров подчеркнул, что образование – это наиболее важная сфера, к которой имеют отношение абсолютно все, и поэтому на изменения, происходящие в образовании, так болезненно реагирует общество.
«Мы, – сказал М. Абакаров, – ожидаем стабильности в образовании и предлагаем взглянуть на вопрос с точки зрения модернизации, а не реформирования, то есть улучшить уже имеющуюся модель, сделать её более эффективной. Если государство ориентируется только на сырьевой сектор экономики и не развивает образование, то оно не будет конкурентоспособным».
Больную тему о заработной плате и престиже учителя, а также его мотивации затронули практически все участники дискуссии.
— Буквально недавно я была в Казанском университете, в московских школах, и мне стало обидно за дагестанских учителей, — говорила о наболевшем руководитель Республиканского центра образования, председатель Ассоциации педагогов РД Анжела Байрамбекова. – Например, в педуниверситет Москвы на одно место по конкурсу проходят 8 человек, и средний балл там 80, а все потому, что в школах Москвы зарплата от 60 тысяч и выше. О какой модернизации в махачкалинских школах может идти речь, если у меня нехватка учителей из-за таких маленьких зарплат? — риторически вопрошала она.
Эту же тему затронул и руководитель АНО «Центр исламских исследований Северного Кавказа» Руслан Гереев. По его мнению, развитие всякого общества, включая и гражданское, начинается с достойной зарплаты учителя. Молодой педагог — самый незащищенный человек, зарплаты не будет хватать ему даже на питание. В таких условиях модернизация образования практически неосуществима.
На вопросе гражданской позиции учителя и возможности взаимодействовать с институтами гражданского общества заострили внимание приглашенные на круглый стол журналисты и общественники.
— На самом деле к самоорганизации мы вряд ли способны, – высказал свою позицию журналист Тамерлан Магомедов. – Не только у учителей небольшая зарплата, но и у ученых, журналистов, у всех бюджетников. Но готовы ли мы сообща выдвинуть требования по этим вопросам?
Он напомнил, что недавно была протестная акция по строительству музея в парке им. Ленинского комсомола, благополучно закончившаяся победой активистов. Так вот, среди протестующих не было учителей, да и мнение своего они по этому вопросу официально не высказали. Есть ли гражданская позиция у самих учителей, которые дают ориентиры нашим детям? Не говоря уже о взаимодействии с различными НКО и активистами.
По мнению руководителя дагестанского отделения партии «Яблоко» Альберта Эседова, гражданское общество невозможно формировать по указке сверху. И оно не может реагировать только на то, что понравится власти, а должно выявлять острые проблемы и стараться законными способами их решить.
Ученый секретарь Института проблем геотермии ДНЦ РАН Саид Ниналалов рассказал историю о конкретном взаимодействии общественности и учительского коллектива, благодаря чему один из директоров школы был отстранён от занимаемой должности из-за неподобающего отношения к подчиненным.
На мероприятии выступили также председатель Молодежного парламента при НС РД Сергей Никитин, директор Института экономики и политики Зирар Дибиров, председатель Союза музыкантов РД Хан Баширов и другие.
К сожалению, нужно констатировать, что заявленная тема о модернизации образования все-таки не была достаточно раскрыта участниками круглого стола. Очевидно, что любые преобразования должны основываться на таких показателях, как оплата труда и условия работы. От этого зависит, будет ли модернизация эффективна.
Сегодня труд учителя высшей категории в Дагестане оценивается в 7800 рублей по ставке, а технического работника — 11300 рублей. Здесь возникает еще один наболевший вопрос — о едином образовательном и экономическом пространстве. Почему в Дагестане как части России такая разница в зарплатах? И вопросов таких много.