Купить PDF-версию
X

Учитель учителей

Евгения Шахова
Выпуск - 2023 №№ 287-288
47

Кто из нас не помнит себя молодым специалистом или новичком в какой-то сфере? Ты несколько лет изучал разные дисциплины (иногда казалось, что их даже больше, чем нужно), а теперь должен действовать. И тут оказывается, что теория – одно, а практика – совсем другое. Ты растерян и дезориентирован, у тебя масса вопросов. И хорошо, когда есть кому их задать. Но если найдется человек, который не просто готов что-то подсказать, посоветовать, а возьмет тебя под свою опеку, подставит доброе плечо, будет твоей, что называется, рабочей мамой, то тебе несказанно повезло. Таких людей совсем немного, это уровень наставника.

Раиса Краснопольская (на снимке) из их числа. Учитель начальных классов, отличник образования Дагестана, Почетный работник общего образования РФ. Родилась она 26 июня 1954 года. В 1973 году окончила Дербентское педагогическое училище (ныне – Дербентский профессионально-педагогический колледж). Профессиональный стаж – почти полвека. Сколько было выпусков, уже и не помнит. После окончания училища по распределению попала в с. Бурганкент Табасаранского района, проработала там несколько лет. Затем были школы в Дербентском районе. С 1990 г. работает в МБОУ СОШ № 15 им. М. Сурмача в Дербенте.

Учитель рассказывает о себе: «Это призвание, которое невозможно без любви к детям. Дети приходят разные, и по их глазкам уже видно, кто серьезный и собранный, кто озорной и рассеянный. В каждом вижу что-то хорошее. Иногда это нужно разглядеть. Но пока дети еще маленькие, в начальной школе, их личности пластичны, и можно на них влиять, направлять. Я счастливый человек, у меня всё есть – дети, внуки, мои школьные дети. Учителем мечтала стать с детства. Когда работаешь с детьми, ты всегда молод, они не дают тебе стареть, держат в тонусе».

По ее словам, самое трудное в профессии – усадить детей, а дальше, даже если ребенку что-то не дается, всё равно можно добиться определенного успеха: посадить после урока, объяснить, хоть на пальцах растолковать. Нет невозможного.

«У меня был ученик, его привели в школу в девять лет. Мальчик, как сейчас говорят, с особенностями развития, отставал интеллектуально. Родители не хотели отдавать его в специализированную школу, считая, что там он вообще не сможет получить образование. Я сказала им: «Если будет получаться, будем работать, если нет – не обижайтесь». Занималась с ним после уроков. Ко второму классу научился читать.

В последующем его учитель по русскому языку благодарила меня за ту базу, которую я заложила в него, рассказывала, как тот декламирует выученные наизусть стихи: очень медленно – заметно, какого труда ему это стоит. В это время весь класс замирает, никто не издает ни звука. А когда он заканчивает, все аплодируют. Такой был замечательный класс – сверстники относились к нему очень хорошо, помогали и поддерживали. Сейчас этот парень учится в колледже.

Приятно, когда встречаются бывшие ученики или их родители и рассказывают об их достижениях. Чувствую, что там есть кусочек меня, ощущаю свою сопричастность. Однако мечтаю, чтобы мои ученики были не обязательно успешными, но главное – хорошими людьми».

Раиса Савтаровна была методистом и занималась наставничеством лет 20. Методист выполняет много бумажной работы; не так давно она передала эти полномочия другому педагогу, а сама всё так же остается наставником молодых.

«После колледжа приходят девочки, еще не зная тонкостей работы, – говорит она. – Помогаю им в составлении программы, при подготовке к занятиям. Спрашивают, как преподнести новую тему, объяснить задачу, то или иное правило. Они могут позвонить мне в любое время дня и ночи и получить исчерпывающий ответ. Поначалу любой вопрос решали со мной, а теперь и я могу посоветоваться со своими воспитанницами, потому что молодежь идет в ногу со временем.

Сегодня одна из актуальных задач учителя – формирование орфографической зоркости у младших школьников, научить их осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры. Часто ученик знает правило, но допускает ошибки при письме. Учитель должен научить его видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. В процессе письма он должен, не отвлекаясь от содержания того, что пишет, и от техники письма, найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу, которую нужно решить. А это не так-то просто для ребенка».

Работа по развитию орфографической зоркости у школьников имеет огромное значение и отнимает много труда и времени. Имея огромный опыт и отличные результаты своих учеников, Раиса Савтаровна помогает молодым педагогам достичь успеха в этом деле. И вот как они отзываются о ней.

Мадина Теибова: «В 15-ю школу устроилась в 2019 году по окончании колледжа. Сразу почувствовала, что могу обращаться за помощью к Раисе Савтаровне. С первого моего дня здесь она проявила свою теплоту, доброту, заботу. Когда что-то делаешь и никто не дает обратной связи – правильно ты действуешь или нет, очень сложно работать. А когда тебя направляют, мягко указывают на ошибки, чувствуешь себя уверенней.

В колледже я была отличницей, участвовала в конкурсах, выезжала за пределы Дагестана, занимала первые места по Северному Кавказу, по России вошла в десятку. В плане новшеств достаточно знаю и умею. Но конкретные педагогические ситуации не прорабатывали в колледже, а Раиса Савтаровна всегда подсказывала как быть. Я надоедала ей с любой мелочью. И всегда получала ответ и ободрение. Она меня вырастила, можно сказать, как учителя».

Татьяна Усманова: «Студенткой, проходя практику, попала к этому замечательному, отзывчивому человеку. Было страшно проводить первые уроки, но она меня очень поддержала тогда, дала готовые планы, свои разработки. Из-за нее я захотела работать именно в этой школе. Мне понравился ее стиль работы, я поняла, что тоже так хочу. Поэтому после окончания учебы в 1997 году устроилась сюда. И Раиса Савтаровна стала для меня наставником. Направляла, рассказывала о работе с детьми, общении с родителями, объясняла практически всё. Я влюбилась в ее уроки, они были такие интересные. Она очень ласково разговаривала с детьми, не повышала голос, обращалась к ним: «мой хороший, родной, золотой».

Эльмира Алимагомедова: «Много чего переняла от Раисы Савтаровны. Очень интересно было сидеть на ее уроках, брать для себя какие-то методические приемы, наблюдать за общением с детьми. Она их очень любит и, сочетая строгость с добротой, получает в ответ не меньшую любовь. Невероятно энергична, постоянно в движении, всех учеников охватывает взглядом, задает бодрый темп урока, дети активизируются, они живые на занятиях. Все ее выпуски по успеваемости на высоте.

Важно, чтобы учитель был хорошим человеком, да иначе и невозможно стать замечательным педагогом. Раиса Савтаровна всегда поможет, объяснит, ответит на любой вопрос. И не только по работе, столько житейских примеров приведет. Никогда ни про кого плохого не скажет. У нее отличное чувство юмора. Там, где она находится, всегда улыбки, комфортная и доброжелательная атмосфера. Ее нередко навещают бывшие ученики. Некоторые уже обзавелись не только детьми, но и внуками и теперь отправляют их к ней учиться».

Статьи из «Год педагога и наставника»

«Учитель, в сердце моём хранимый»

17
Портреты, фотографии, рисунки… Взгляд останавливается на цитате. «Остановись, читатель! Перед тобой фотографии лучших...

Современный Макаренко

133
Подходит к завершению Год педагога и наставника. На протяжении всего календарного цикла...

Учителя жизни

30
С первых лет советской власти в Дагестане уделяли особое внимание образованию. Важная миссия в прошлом выпала на первые педагогические училища – Хасавюртовское и...

Философия в решении конфликтов

30
В энциклопедических изданиях «Кто есть кто в России» и...