Учитель заслуживает почёт
Указом Президента РФ 2023-й объявлен Годом педагога и наставника. Тема его приурочена к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Это решение, по мнению министра образования и науки РД Яхьи БУЧАЕВА (на снимке), говорит о признании высокого статуса учителей и важности той работы, которую они проводят.
– В постсоветский период всё педагогическое сообщество, интеллигенция страны трубили о том, что статус педагога растоптан, профессия перестала быть престижной, их проблемами никто не озабочен, – вспоминает Яхья Гамидович. – Дошло до того, что учителя в придачу к основной работе вынуждены были брать дополнительную нагрузку, чтобы обеспечить хотя бы минимальные потребности своих семей. Об этом много говорилось, но тем не менее сфера образования всё больше приходила в упадок, это были годы забвения нашей профессии.
Либералы не давали раскрыть глаза, повторяя как мантру: «Зачем нам нужны профессионалы, специалисты мирового уровня? Достаточно готовить обычного потребителя. И мы будем пользоваться благами, которые создает западный мир». А западные страны для нас подготовили однополые браки, ЛГБТ-пропаганду, необразованность, утечку кадров… Хотели сделать нас сырьевым придатком.
Мы с этим не согласны. И сегодня просвещённая часть российского общества не нарадуется тому факту, что государство стало уделять образованию особое внимание. Это выражается в беспрецедентных мерах поддержки отрасли, в том числе в рамках нацпроектов «Образование» и «Демография». Я думаю, проводимая работа непременно даст свои плоды.
– Вы сказали о материальном достатке педагогов. Каким он будет в свете происходящих изменений?
– Если рассматривать средний показатель оплаты труда в России, то он составляет порядка 48 тысяч рублей. Но это, скажем, как средняя температура по стране. У нас, например, бюджет республики недофинансируется. Более того, с учетом занятого населения в расчете на одного жителя Дагестан – один из самых недофинансированных субъектов. Дотационность – это некая специфика межбюджетного процесса в Российской Федерации, а не недостаток дагестанской экономики. И в такой ситуации республиканский бюджет, понятное дело, не может в полной мере финансировать систему образования. Это притом, что почти четверть всех ассигнований в нём направлена на развитие нашей отрасли. Говоря о доходах, отмечу, что они, конечно, растут, есть положительная динамика, но опять же это происходит ввиду дополнительной нагрузки, которую берут на себя учителя. Почти все педагоги работают на 1,3 (средний показатель) ставки, к которой добавляется нагрузка за классное руководство, нагрузка советника по воспитательной работе и т. д. В целом целевые показатели по заработной плате выполняем, однако какой ценой?! Республикой с большим трудом были выделены дополнительные средства на увеличение фонда оплаты труда педагогов. Так, для работников общеобразовательных организаций фонд оплаты труда на 2023 год увеличен на 4,2 %, для дошкольных – на 11,6 %.
Хочется верить, что в последующем, по завершении Года педагога и наставника, на федеральном уровне будет принят ряд организационных мер, способствующих заметному увеличению материального достатка учителей. Они этого заслуживают.
– 2022 год, объявленный в Дагестане Годом образования, прошёл под знаком строительства и ремонта школ и детсадов. Особое внимание, мы знаем, уделялось совершенствованию образовательного процесса.
– Так и есть. И работа будет продолжена. Мы уже получили разрешение на ввод в эксплуатацию 21 объекта (4 школы и 17 детсадов), все они в последующем подлежат лицензированию. Тем не менее в День знаний,
1 сентября, планируем открыть как минимум 25 общеобразовательных организаций.
– Речь ведь идет о новых сооружениях?
– Разумеется. У нас на сегодняшний день строятся порядка 190 объектов образования, плановый ввод в строй – до 2025 года. Это беспрецедентные цифры даже для страны, такого не было и в советский период. Только по нацпроекту «Образование» строятся 51 школа и 59 детсадов. Остальные – в рамках Республиканской инвестиционной программы.
Что касается программы капремонта, то в прошлом году провели ремонт в 210 зданиях 191 школы, в текущем – 141 здании 139 школ (плюс оснащение всем необходимым).
– Но и этого всё равно недостаточно…
– Программа капитального ремонта, инициированная руководством страны, рассчитана до 2026 года. Те объемы, о которых мы сейчас говорим, были сформированы по заявкам нашего ведомства, направленным в 2021 г. А через год мы направили дополнительную заявку в Минпросвещения на капремонт 200 школ в 2024–2025 гг. Пока она не подтверждена, ждем результатов отбора. Но ожидаем положительного исхода. На момент старта программы у нас нуждались в ремонте порядка 800 школ из 1403. Объемы большие, будем постепенно решать эту проблему.
– А когда, по-вашему, решится вопрос с трехсменкой? Через год, два, пять?
– Вопрос серьезный, активно обсуждается на разных уровнях и площадках. Но на самом деле в Дагестане он официально решен. Да, у нас есть общеобразовательные организации, где занятия проходят до 19:00. При этом уроки заканчиваются не позднее этого времени. А по российскому законодательству режим обучения может считаться трехсменным только в том случае, если образовательный процесс выходит за 19:00 часов. Санитарными правилами все эти нюансы четко оговорены. До того как нашим ведомством при содействии Министерства просвещения России и муниципалитетов был реализован ряд организационно-методических мероприятий, проблема существовала, занятия заканчивались и в 20:00, и позже, однако сейчас такого нет. Некоторые шутят, мол, вместо трехсменки сделали четыре потока. Шутить и дискутировать можно сколько угодно, но приведите хоть один пример.
Это успешный опыт, не случайно профильное министерство распространяет его и на другие регионы. Применение скользящего графика обучения, уплотнение классов, переоборудование подсобных и вспомогательных помещений – эти и другие меры по ликвидации третьей смены себя полностью оправдали.
– Согласитесь, Яхья Гамидович, решение временное. Школы-то нужны…
– А мы и строим. На долгосрочную перспективу Президентом страны поставлена задача по переводу всех образовательных организаций на односменный режим обучения, чтобы можно было полноценно реализовывать проект «Школа полного дня».
– Еще одна важная тема – школьное питание. Устраивает ли вас, как оно
организовано?
– Не устраивает. И не только нас, но и, что немаловажно, родителей учащихся. Тут много нарушений, недоработок, фактов закупки некачественных продуктов питания. Мы вынуждены констатировать ненадлежащее отношение к организации данного процесса, когда имеющиеся инструменты не применяют, например, для повышения калорийности, кратности питания.
– Министерство не может вмешаться, каким-то образом повлиять на ситуацию?
– Повлиять можем на подведомственные учреждения, что мы и делаем. А в случае с муниципальными образовательными организациями – только рекомендовать. Ранее Правительством республики была инициирована программа сертификации дагестанских продуктов, в этой части проделана определенная работа. И сегодня мы рекомендуем покупать преимущественно продукцию дагестанских товаропроизводителей, обладающих знаком качества. Все необходимые инструменты у муниципалитетов есть, средства выделены, стоимость школьного питания на этот год утверждена на уровне 71 рубля на одного ребенка. Вместе с тем проблема гораздо шире, к ее решению надо подойти комплексно. Если говорить о техническом оснащении пищеблоков, то из 1400 функционирующих образовательных организаций почти 1000 не имеют своих столовых. Еще один насущный вопрос – кадровое обеспечение этих столовых: специалистов не хватает. И зарплаты небольшие.
– Вы сказали о нехватке кадров. Разве наши колледжи не готовят поваров?
– Здесь тоже, надо сказать, были недочеты. С 2021 года, как мы начали работать новой командой, на первом же заседании Совета по науке и образованию Главой Дагестана Сергеем Меликовым была поставлена задача обеспечить подготовку профессиональных кадров в соответствии с потребностями региональной экономики. Когда начали анализировать ситуацию, то увидели, что в колледжах, подведомственных нашему министерству, контрольные цифры приема на некоторые специальности не соответствуют приоритетам экономики. Делался больший уклон на гуманитарную сферу, а мы наблюдаем большой дефицит инженеров, технологов, IT-специалистов, поваров… Отсюда и сложности, связанные с трудоустройством. Поэтому цифры пересмотрели, причем не кулуарно, а с привлечением широкого круга экспертов. Кроме того, с 2022 года включились в федеральную программу «Профессионалитет» по созданию агрокластера в Республике Дагестан и там увеличили контрольные цифры по всем нашим колледжам, доведя их до 1500. Параллельно проводим профориентационные мероприятия, а также мероприятия по оснащению учреждений современным оборудованием технической направленности. Надеемся, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе мы результаты этой работы увидим.