X
09:59 16.12.2022

В мир знаний путь открыт

Действительно, почему мир устроен именно так, каким мы его видим, а не как-то по-другому? Вот у вас на руках конкретной фирмы часы. Но вы можете купить другие, и те, новые, будут выглядеть совсем по-другому! Но с видимым и ощущаемым нами материальным миром подобное произойти не может – он неизменен и вечен, и поменять его, как часы на руке, никто не сможет. Но почему он именно такой, а не другой? Вот в чём вопрос вопросов!

Речь о фундаментальной проблеме нашего бытия, над которой человечество только-только начало по-настоящему задумываться. До сих пор наш интеллект интересовался другим: как устроен мир? Домохозяйки и те на своей кухне нет-нет да любопытствовали, как устроен смеситель в водопроводном кране. Но они никогда не задумывались и не задумываются над тем, почему именно водой, а не другой субстанцией они отмывают свои тарелки.

В то же время вспомним, что учёные веками грызли гранит науки, пытаясь ответить на вопрос, как устроен мир, и добились на этой стезе очень многого. Посмотрите, сколько законов открыто! Бывали случаи, когда один и тот же закон одновременно открывали два благородных ума: закон Бойля-Мариотта, к примеру. Русский Попов и итальянец Маркони независимо друг от друга изобрели радио.

В 1929 году в зените своей славы на одной из вечеринок Альберт Эйнштейн признался: «Если говорить честно… Мы хотим не только узнать, как устроена природа и как происходят природные явления, но и по возможности достичь цели, может быть, утопической и дерзкой на вид – узнать, почему природа является именно такой, а не другой. В этом состоит прометеевский элемент научного творчества…».

Так вот, пооткрывали мы множество законов и… И зашли в тупик. Великая Истина-то не открыта: почему так, а не иначе? Теисты наскакивали на деистов и наоборот, диспутов много, а Истины не видно. Даже Платон с Демокритом разошлись во мнениях: что первично, а что вторично. Однако Платон оказался дальновиднее и мудрее, он первым задумался: почему так, а не по-другому?

И вот сегодня адепты теории физической структуры стали конкретно изучать вопрос: почему так, а не иначе? Жанр обычной (не научной!) публицистики не позволяет нам углубляться в дебри высоких материй, формул и уравнений, но загнанный потребительской философией и потребительской корзиной в духовно убогую монетаристскую модель существования разум ропщет и ищет ответы на вечные вопросы: откуда мы? зачем мы? в чём смысл нашей жизни? Неужели только в том, чтобы презирать олигархов, иметь крышу над головой, приличные штаны, рубашку и ботинки, а также усваивать белки, жиры и углеводы в пределах гигиенических норм?

Гибельное злато, потребление без удержу и не менее гибельный маршрут, точнее, «чартерный рейс»: кухня – диван, что, собственно, и является высшим пилотажем монетаристской философии. Но смысл-то жизни наверняка не в этом! Если читатель помнит мои беседы в «ДП» с учёным физиком Муртазали Алиевым «Торсионные поля», «Заветы Питирима Сорокина» и др., то он может себе представить, как сильно хочется познать Великую Истину, не сопряжённую ни с суши, ни с джакузи и даже ни с шале в швейцарских горах!

Надеюсь, я не слишком осложнил броуновское движение бизнесменов, коммерсантов, дилеров, киллеров, холдингов и консалтингов? Простите великодушно, но ведь иной раз и головой думать хочется.

Статьи из «Образование»

И в этом вся физика…

74
Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института физики им. Х. И. Амирханова...

От минералов до лазеров

8
Российские учёные сегодня развивают перспективные направления в науке, разрабатывают инновационные технологии, помогая тем самым людям по всему миру. Среди...

ЕГЭ: казнить нельзя. Как и помиловать

15
Запущенный в 2009 году в нашей стране единый...

Учиться на день меньше: плохо или хорошо?

12
Давайте проведём опрос на улицах города: хотите ли вы четырехдневную рабочую неделю? Как думаете, что скажут люди? А...

По стопам папы и мамы

222
Стоит ли студенту совмещать учебу с работой? Как найти компромисс и в погоне за деньгами не...

Что ждёт мир, Амир?

265
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...

ЕГЭ: быть или не быть?

29
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

38
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

18
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

25
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

9
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...