X
14:39 14.02.2023

Вечный студент

Завуч Каспийской школы № 11 Магомедшапи Дибиров (на снимке), обучает ребят информатике, руководит центром цифрового образования детей «IT-куб». Случается, что родители приходят и просят помочь освоить виртуальную школу, чтобы лучше понять психологию своего ребёнка, мыслящего в цифровом измерении.

«Профессия – это как вторая кожа. А ещё я айтишник по состоянию души», – заводит разговор педагог Магомедшапи Дибиргаджиевич Дибиров. Предмет свой считает одним из важнейших, убеждён в том, что информационные технологии теперь необходимы в любой сфере.

Самого педагога с детства притягивала математика. «Правда, семья у нас была врачебная. А я вот тяготел к точным наукам. Окончил с отличием матфак ДГУ, тогда же мне предложили остаться на кафедре высшей алгебры и геометрии. Но науке я предпочёл практическую работу в школе. Скорее совмещал её с научной деятельностью», – рассказывает Дибиров.

Деятельность в качестве учителя информатики, руководителя методобъединения, творческой группы учителей, должность заместителя директора по информатизации образовательного пространства лицея № 3 оказались необходимыми педагогическими инструментами. Работал методистом по информатике и информатизации в Махачкалинском городском управлении образования, преподавал на кафедре информационных технологий ДГУНХа.

Чтение лекций, проведение семинарских и лабораторных занятий, подготовка выпускников к защите дипломных проектов, а ещё работа по совместительству старшим преподавателем кафедры математики, физики и информатики ДИРО позволили педагогу направить образовательный вектор в научно-исследовательский поиск, как того требовали
ФГОСы. И тут он отшучивается, замечая, что учительские университеты прошёл вдоль и поперёк, работая и руководителем центра информационных технологий в ДИРО, и начальником отдела IT-сопровождения и дистанционного обучения, заместителем гендиректора по ИКТ в АНОО «Дом знаний».

«Мне было интересно в новом качестве чувствовать себя инновационным педагогом, качественным образом отличающимся от прежнего, погружая своих учеников в мир информационных технологий, доказывая, что это не элитное обучение, а работа с обычными ребятами. Я видел, как меняется их мировоззрение, всё привлекательнее становится образовательный мир, где всё построено на познаниях для личности, которой важно уметь логически мыслить, легко ориентироваться в различных информационных ресурсах. Ведь активное внедрение в учебный процесс интернет-технологий влечёт за собой изменение образовательных целей, которые в значительной степени направлены на формирование и развитие способностей учащихся, самостоятельный поиск, анализ», – говорит Дибиров.

Для него исследовательский интерес вылился в методологические работы, которых уже более 20. И достаточно назвать темы некоторых из них, чтобы понять, что лежит в основе авторского компьютерного менеджмента: лайфхаки эффективного учителя, конструирование как форма развития творческого и логического потенциала школьника в процессе проектно-исследовательской деятельности, профессиональные сетевые сообщества как средство повышения квалификации и инструменты самообразования современного педагога.

Всё это и многое другое находится в исследовательском поле зрения Магомедшапи Дибирова и соотносится с теорией виртуальных коммуникаций. Он напоминает, что нельзя недооценивать информационное образование. Вспоминает, как школа «Дом знаний», где он работал заместителем генерального директора по ИКТ, во время учёбы на «удалёнке» помогла сохранить непрерывность учебного графика. И когда многие школы оказались закрытыми, более 30 тысяч детей республики получили возможность бесплатно обучаться в онлайн-режиме.

Дибиров постоянно работает над саморазвитием и самообразованием, считая, что только так можно привить своим воспитанникам желание учиться. Его участие в кадровых конкурсах – важная категория в профессиональной компетентности, выработке навыков публичных выступлений, социально-общественной коммуникации. Стал победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года столицы», финалистом всероссийского этапа конкурса «Учитель года России». В 2010, 2016, 2020 годах выиграл грант Главы Дагестана с присуждением первой премии. А уже в 2022 году по итогам всероссийского конкурса «Лучшие цифровые практики в школьном образовании» вошёл в топ-21 самых цифровых участников образовательного процесса по версии образовательной платформы «Дневник.ру». В том же году получил премию как лучший учитель республики за достижения в педагогической деятельности. А ещё М. Дибиров член экспертного совета Комитета НС РД по образованию и науке.

Педагог рассказывает: «Четыре года проработал в Москве. Это была деятельность менеджера по работе с образовательными структурами в ЗАО «Полимедиа». Основным функционалом было общение с представителями органов исполнительной власти, руководством образовательных учреждений всех ступеней, разъяснение основных преимуществ решений для образования. В обязанности входили участие и организационная работа в выставках, конференциях, проведение мастер-классов. Педагог из Дагестана был признан лучшим сотрудником образовательной кампании.

И где только ни побывал, даже в США. Это было интересно. Прошёл обучение по программе профессиональной переподготовки «Аналитик данных» в ООО «ЦОО «Нетология-групп». Справившись с конкурсными испытаниями, получил сертификацию на должность преподавателя по программированию на Python в проекте «Яндекс.Лицей».

«Мне казалось, что нужно поспеть за стремительным временем, вносящим коррективы в цепочку IT, владело желание быть не просто в курсе последних достижений в технологиях, но и дать знания своим ученикам», – говорит учитель.

А я спрашиваю, насколько современный школьник отличается от своего сверстника пятилетней давности. «Их уже через два года не узнать. Сегодняшние ученики совсем другие, а учебный процесс предусматривает новую роль учителя – консультанта, активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения нужной информации. Необходимо увлечь ребят тем или иным предметом, чтобы не оставалось времени на бесцельное времяпрепровождение», – считает Дибиров.

По мнению педагога, воспитательный процесс не имеет границ. Нужно понимать, что усилия преподавателя обусловливают, каким должен быть человек будущего. «И если обучение зависит от педагогической квалификации, то воспитание – это тандем родителей и школы. Изначально в семье ребёнок должен получать азы традиционного воспитания, уважения к близким, к своему кругу, роду, истории своего города, села, района и большой родины – России. В этом следует находить искомое патриотизма: в истории, настоящем и будущем», – убеждён Дибиров.

В старом советском фильме «Доживём до понедельника», педагогической кинематографической классике, как раз об этом и говорится. А ещё о том, что женская и мужская педагогика должны дополнять друг друга, добиваясь результативности. И если ученики чувствуют учительскую материнскую нежную, любящую руку, то они должны ощущать и отцовскую, крепкую мужскую, что особенно важно для ребят со сложной судьбой, безотцовщиной. К таким необходимо подходить ненавязчиво, чтобы ребёнок, почувствовав мужское плечо, захотел рассказать, что у него на душе. И разобраться в том, что, например, происходит на Украине, в каких условиях проходит спецоперация, услышать, как героически сражаются дагестанцы, воюя против фашистов. Это важные вещи, которые не просто осмысливаются, но западают в душу, давая ростки патриотизма, дефицит которого сегодня ощущается в обществе.

Дибиров считает, что необходимо пропагандировать и уникальный патриотический проект ТОКС, занимающийся выявлением захоронений воинов, установлением данных погибших и пропавших без вести солдат. «Ведь на самом деле это тот самый горячий камень совести, что будит человеческую память. Многие из тех ребят, что прошли школу ТОКСа, сегодня участвуют в спецоперации. Это те, кто защищает свою Родину, кто находится на переднем крае», – подчёркивает он.

Важное место в жизни педагога занимает общественная и просветительская составляющая, которая находит отражение в деятельности ДРОО участников конкурса «Учитель года». М. Дибиров является председателем Ассоциации учителей информатики республики, учредителем и главным редактором сетевого издания «Педагогический просвет», он член жюри всероссийского конкурса «Педдебют». При этом называет себя вечным студентом, командным человеком, заявляя, что без участия педагогических коллективов, в которых работал, не считал бы себя самодостаточным.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ: быть или не быть?

21
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

17
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

11
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

15
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

6
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

39
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

26
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

67
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

113
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

15
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...

Книжное царство № 57

108
Длинные стеллажи, заполненные доверху книгами, плотно прижавшимися друг к другу, запах...