Купить PDF-версию
X

Влюблённая в математику

У нее вовсе не было сомнений в выборе профессии. Егана Курбанова (на снимке с учениками), учитель Махачкалинского лицея № 22, рассказывает, как её мама Аида Багировна Магомедова больше 50 лет проработала педагогом математики в Дагогнинской СОШ № 2. «И я сызмальства обожала сложные математические задачи, увлекало логическое движение цифр, выводящих единственно верное решение», – вспоминает педагог.

И как тут не увериться в мысли, что математика царствует во всём: в науке, технике, в стихосложении… Во всём, чем бы ни занимался человек, руководствуясь магией цифр, упорядочивающих движение мысли.

– Собственно, и информатизация – это высшая математика, развивающая производную цифру в экономике, давая старт областям, кажущимся фантастическими, но уже заявляющими о себе в конструировании искусственного интеллекта, робототехнике, других важнейших для человечества направлениях, – считает учительница.

Она признается, что не представляет себя без школы. «Такая вот я, влюбленная в свой предмет математичка, – улыбается она. – А еще больше люблю своих учеников, просто обожаю, они все большие умницы». Каждого из них считает индивидуальностью, которой всё по силам. Главное – пробудить интерес в ребенке, давая ему понять, что этот не самый популярный среди учащихся предмет готов покориться, превращая рутину в удовольствие.

Егана Киниязовна рассказывает, что в свое время окончила физфак ДГУ, поступила в аспирантуру, а потом появилась семья, дети. И пришлось посвятить себя мужу, двум мальчишкам, которые уже пошли по стопам мамы с бабушкой, увлекаются точными науками, робототехникой… Бальзам на сердце мамы. Егана же, считая, что гармония цифр должна находить себя и в высоком искусстве, отдала сыновей в музыкальную школу и на дополнительные уроки рисования.

Жизнь по расписанию

Педагог уверена, что жизнь по расписанию не просто полезна, но необходима. Тогда уже не остается времени на виртуальную чепуху, в которую погружена большая часть подростков. «Может, и невозможно постоянно контролировать детей, засыпающих и просыпающихся с гаджетами в руках. Но вот отвлечь от этого каждому из родителей по силам», – замечает она. И вновь ссылается на собственную специальность, где всё расставлено по местам. Попутно подчеркивает, что современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором, прочными знаниями. И область педагогики в условиях модернизации системы образования находится в поиске, выполняя такой вот гражданский заказ.

С особой гордостью рассказывает Егана Киниязовна о том, что среди её подопечных немало одаренных детей. И она старается находить в каждом из них искорку таланта, разжигая ее до костра самодостаточности. Результативность ребят – это критерий оценки самого педагога

Да, существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к самому учению и к урокам математики в частности. И задача педагога, по мнению Еганы Киниязовны, – выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия мировоззренческого формирования ученической психологии, тягу к тому или иному предмету. В своей практической деятельности она использует разнообразные методы решения и виды занимательных задач. И признаётся, что иные задачки придумывает во время пеших прогулок, подглядывая занимательные математические сюжеты из жизни. А их решение способствует результативности ее воспитанников, участвующих в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах.

– Высшая степень интереса – это увлечение. И занятия при увлечении порождают положительные эмоции, исключая сам принцип принуждения к точным наукам. Да, интересы носят избирательный характер, и учащийся в большинстве своем может заниматься с настоящим азартом профилирующими предметами, то есть с точки зрения подготовки к ЕГЭ. Но наличие устойчивого внимания к тому или иному предмету сказывается на эффективности усвоения других дисциплин, – убеждена учительница.

А ещё интенсивное умственное развитие, связанное с углуб­ленным изучением предмета, облегчает и делает более эффективным обучение по самым разным специалитетам. И потому у педагога целый арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков. Это примеры, оформленные в виде блок-схем, математических алгоритмов, примеры, содержащие много действий.

На уроках учитель, предлагая нестандартные виды работ, разгружает сложные для усвое­ния темы задачами-шутками, задачами, написанными в стихотворной форме, задачами на внимание, с занимательными, игровыми сюжетами. Игра, по её мнению, вызывает соревновательный стимул, будит эмоции ученика, вырабатывая привычку сосредоточиться, мыслить непривычно. И тогда даже самые пассивные включаются. А дидактические игры органично уживаются с серьезным учением, облегчая преодоление трудностей материала.

Для педагога немаловажно использовать в методологических приемах задачи с биологическим, географическим, историческим и литературным сюжетами, творческие задания с обязательным применением гаджета, таким образом превращая его в рабочий инструмент.

Гиперактивность – это хорошо

Егана Киниязовна увлеченно рассказывает о своих учениках. Преподавая в одиннадцатых, восьмых, шестых классах, она учитывает не только возрастающие возможности учеников, но и уже самостоятельный опыт, конструктивные способности, практическое мышление.

– Да, иной раз приходится работать дополнительно. Сейчас ведь достаточно сложная учебная программа. И это «не периметр забора», как это было раньше, а атрибуты современной функциональной грамотности, требующей сложной терминологии, расшифровки тех или иных математических функций, – делится педагог.

За 13 лет работы она уже выработала для себя формулу успешного взаимодействия с учащимися. И принцип ни разу не дал сбоя. Это непрерывный процесс самообразования.

Окончив ДГУ с красным дипломом, защитившись по теме «Микроэлектроника и нанотехнологии», она поступила в аспирантуру при ДГТУ. Является постоянным участником курсов для педагогов математики. Каждый год выезжает в МГУ, МФТИ, где проводятся курсы для учителей физики и математики. В её педагогическом багаже и образовательный центр «Сириус» в Сочи, и математические семинары в Москве, где она получает возможность пообщаться с математическими блогерами.

– Это очень заряжает, а потом мое боевое настроение передается ученикам. Вот такая эмоциональная последовательность позволяет ребятам добиваться высоких результатов, когда они принимают участие в образовательных олимпиадах, – рассказывает Курбанова.

Отличник образования, Егана Киниязовна считает себя в хорошем смысле этого слова гиперактивной и смеётся, замечая, что это вовсе не плохое качество для педагога. С особой гордостью рассказывает о том, что среди её подопечных немало одаренных детей. И она старается находить в каждом из них искорку таланта, разжигая ее до костра самодостаточности.

В педагогической практике учитель использует логистику предметных направлений с математической подоплёкой. Она обращает внимание на то, что наличие неформальных лидеров – это тоже одна из опорных точек в учительском деле. Вместе с тем делает упор и на исследовательскую активность, считая, что результативность детей – это критерий оценки самого педагога.

Вот и за участие в профессиональном конкурсе «Учитель года-2021» она получила первое место на городском этапе и второе – на республиканском, ощутив настоящий адреналин, желание работать с еще большим подъемом.

Не только учить, но и воспитывать

Над вопросом, чем отличаются предыдущие ученики от сегодняшних, она задумывается: трудно дать так сразу однозначный ответ, ведь за 13 лет в отрасли образования произошло немало перемен. И сегодня на школу ложится большая ответственность – не только учить, но и воспитывать.

– Если я скажу, что любое среднее образовательное учреждение с этим справляется на «отлично», это будет не совсем верно. Слишком много информационных вбросов, фейков, поражающих детское сознание с помощью всевозможных западных порталов, ориентирующих на отторжение традиционных ценностей, толкающих молодое поколение на противоправные действия, суицид, зомбирующие сознание. И только объединив усилия, школа и родители смогут удержать будущие поколения от того страшного, с чем они сталкиваются в жизни, – твердо верит собеседница.

По её мнению, «уроки о важном» должны стать основой духовно-нравственного воспитания, ориентиром в патриотическом воспитании. Говорит, что проведение СВО на Украине – это высокий пример мужества, любви к Родине, желание отстоять независимость великой страны, которую пытается подчинить себе Запад.

– Необходимо, чтобы подвиг российских воинов, бьющихся с неонацизмом, стал показательным уроком мужества, источником невероятной гордости, восхищения, благодарности героям, ведь подвигу во имя Родины нет цены, – с волнением говорит Егана Киниязовна.

Она часто беседует об этом со своими учениками, рассказывая о людях чести, настоящих патриотах. У каждого из них своя биография, но объединяет готовность пожертвовать своей жизнью ради других.

– Эта высокая мораль поступка и определяет героизм, становясь примером и нравственным ориентиром на многие поколения вперед, – считает педагог.

Статьи из «Год педагога и наставника»