Вместе учимся, вместе живём
В Федеральном законе «Об образовании» оговаривается возможность получить образование всеми детьми, вне зависимости от ограничений по здоровью. Инклюзивность учебного процесса – одна из наиболее важных составляющих обновлённых Федеральных образовательных стандартов, владение приемами обучения детей с ОВЗ становится непременным профессиональным качеством современного педагога.
Совместное (инклюзивное) обучение обычных детей и детей с различными отклонениями здоровья признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное.
Следует напомнить о разнице в понятиях интегративного и инклюзивного образования. Интегративное предполагает доступность обучения в школе по обычной образовательной программе детей с ОВЗ, прежде всего с ограниченными возможностями передвижения. Инклюзивное образование – организация учебного процесса, при котором все дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и других особенностей учатся по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. При этом в одном классе обучаются обычные дети и дети с ограничениями по здоровью, но по разным образовательным программам.
Таким образом, ребенок с первого же года учебы в школе живет и развивается в коллективе среди сверстников без инвалидности, проходя вместе с ними все этапы своего взросления.
Идея отличная. Но трудновыполнимая. В среде педагогов есть ее защитники и противники.
Включение инвалидов в общеобразовательный процесс сопровождается рядом проблем, начиная от бытовых, материальных и до сложных психологических – взаимодействия со взрослыми, со сверстниками, не имеющими проблем со здоровьем.
Воспитание и обучение детей с ОВЗ предполагает специфическую методику. Любые отклонения, особенно у детей с комплексными нарушениями развития, требуют принятия необходимых мер, в том числе и профилактических. От того, насколько они будут своевременными, зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка. А вот с этим как раз и главная трудность.
В реальном мире «особенный» ребенок находится, как правило, в изоляции от социума. Но учась в общеобразовательных школах, дети с особыми потребностями адаптируются к жизни лучше, чем в специализированных учреждениях. Польза от совместного обучения есть и для здоровых детей: они лучше учатся, у них формируется толерантность, развиваются самостоятельность и эмпатия.
Зная о направленности современного образования на инклюзивность, думала, что придется выбирать школу, куда пойти и посмотреть, как это работает. Однако выбирать не пришлось: в Дагестане (внимание!) только одна махачкалинская гимназия № 4 имеет специализированные классы, где учатся дети с ОВЗ. Более того, это единственное такое учреждение на Северном Кавказе.
Директор гимназии Ираида Пашук рассказала, как всё начиналось. В 2008 году Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) во всех северокавказских республиках открыл по одному классу для детей с ограничениями по здоровью. Сразу было оговорено, что принимаются дети только с диагнозом ДЦП. И через год во всех республиках, кроме Дагестана, эти классы закрылись. Объясняя этот факт, администрации школ ссылались на то, что не выделяется специальное финансирование, а «особенные» дети требуют особого обеспечения.
Махачкалинской гимназии фонд выделил одно тренажёрное кресло, пять специальных парт и пять кресел к ним. Ну, и стол учителя. На этом всё. А вскоре и сам фонд приказал долго жить. Гимназия работала под эгидой Минобразования республики. Помогал и город. Под специальный контингент ввели ставки врача, логопеда, воспитателя, водителя школьного автобуса для детей-инвалидов. Два года назад выделили ГАЗель на четыре места, где можно разместить два инвалидных кресла.
Ежегодно горадминистрация открывала каждый следующий класс. Тогда и спонсоров было много (некоторые до сих пор оказывают помощь). Город помог и с обустройством в одном крыле практически целой поликлиники, где есть кабинеты для врачей-специалистов, логопедов, зал реабилитации.
Отсутствие надлежащего медицинского сопровождения детей, недостаточное финансирование и как следствие слабая материально-техническая база – факторы, которые препятствуют повсеместному внедрению инклюзивного образования в стране в целом.
И если с первым в гимназии № 4 относительно благополучно, то проблемы с финансами сильно осложняют и без того непростую жизнь ее подопечных.
14 лет назад в специальный класс поступили четыре человека, сейчас в гимназии уже
9 классов и 69 школьников с ограничениями по здоровью. Практически все дети колясочники. Только небольшая часть из них учится в обычных классах вместе со здоровыми детьми по общим программам, для остальных программы адаптированы. Всё-таки на практике инклюзивность штука очень сложная.
Сейчас детям с ОВЗ доступно только основное среднее образование, то есть 9 классов. Многие мечтают пойти в 10–11 классы, но школа не может им это дать. Дети растут, ребенка-колясочника надо помыть, поднять, посадить в автобус, высадить. Если с маленькими еще справляются женщины-воспитатели, которым приходится быть сильными, то с подростками, юношами и девушками это уже не получается.
Здание гимназии 1956 года постройки. Столовая во дворе. Ладно, здоровые дети в любую погоду идут на обед через двор, а детям с ОВЗ как быть? Каждого одеть, отвезти, раздеть, вымыть руки. Потом снова одеть и так далее. Весь процесс питания младших школьников отнимает очень много времени и сил воспитателей. А вот пристройка с внутренним переходом из главного корпуса решила бы эту проблему.
О таких «мелочах», как покупка памперсов воспитателями на свои деньги, уже и неудобно говорить. Да, иногда бывает и так: не все родители дают детям в школу дополнительный памперс.
Но любую проблему можно решить, если захочешь, уверена Ираида Петровна и добавляет: «Если только она не слишком финансовая». Поговорив с ней, понимаешь, почему именно этой образовательной организации доверили эту сложнейшую, но в то же время интересную задачу.
С поступлением «осбенных» детей гимназия изменилась. Ираида Пашук начинала директором в 1997 году, здание было в аварийном состоянии. Много труда пришлось приложить. Сейчас здесь порядок. И такого, чтобы сорвать рисунок со стены или сломать ручку двери, уже не увидишь. Взаимопомощь стала нормой для всех. Обычные дети играют на переменах со своими сверстниками-инвалидами. На дни рождения всем раздаются конфеты, мандарины. На любой праздник для каждого ребенка из спецклассов готовятся подарки. «По сути, – говорит директор, – эти маленькие «особенные» ребятишки сделали то, что нам бы, может, было и не осилить».
В этом году 5 выпускников специального класса (а дети уже два года сдают ОГЭ) поступили в колледжи. Есть чем гордиться. И могла бы гимназия № 4 поучаствовать в федеральном конкурсе на лучшую инклюзивную школу, да вот загвоздка: нужно выиграть региональный конкурс. А соревноваться в республике не с кем, на этом поле она единственный игрок. Тем проще найти адрес гимназии благотворителям, да и чиновникам от образования должно быть трудно потерять из виду место, где «особенным» детям дают шанс.