Во имя всех и каждого
Поздний вечер. Наталья Николаевна Шкаровская идет домой. Она очень устала, но счастлива. Сегодня ее детки прекрасно написали диктант. Она потому и засиделась в школе допоздна, что проверяла тетрадки. Ведь завтра ученики с нетерпением будут ждать, когда им раздадут проверенные работы. И невдомёк им, несмышлёнышам, что учительнице тяжело, проработав две смены, еще и сразу браться за диктант. Они будут ждать. И для педагога этого достаточно. «Никогда не подводи ожиданий учеников» – эти слова, которые Наталья Николаевна когда-то услышала от своих педагогов, стали для нее девизом.
Она родилась в Кизилюрте в семье экономистов-финансистов. Родители были уверены, что дочь пойдет по их стопам. И потому, когда та решила идти «против течения», ее выбор, мягко говоря, не одобрили. Причем до такой степени, что когда Наташа решила поступать в Буйнакское педучилище, мама заранее договорилась, чтобы ее туда не приняли. Но не учла боевой характер дочурки.
– Когда на экзамене я получила четверку по русскому языку, не поверила. Такого просто не может быть! И решила поехать в Хасавюрт, где в педколледже работала родственница. Она предложила поступать к ним, – вспоминает Наталья Николаевна.
Так начался ее путь в мир педагогики.
На четвертом курсе, а училась она на отлично, перешла на свободное посещение и устроилась работать в школу № 4 г. Кизилюрта. До сих пор помнит первый свой урок. Это были уже третьеклашки – выпускной класс начальной школы.
– Дети были раскрепощённые, не комплексующие перед новым учителем. Сразу подошли. Всё у меня спросили. Не спрашивали, добрая или злая, а стали интересоваться, правда ли, что я недавно вышла замуж, сколько мне лет… В общем, пришлось держать перед ними серьезный экзамен. И я его прошла, – со смехом рассказывает педагог.
Потом был новый набор, первый полный выпуск, а далее еще один, и еще… Там, в Кизилюртовской школе, ставшей вторым домом, и сформировался педагог Шкаровская.
В последующем был переезд в Махачкалу, новое место работы. Сначала в гимназии Дагэнерго, где, как рассказывает, научилась работе с передовой техникой, и это внесло свою лепту в становление ее как учителя. А когда пришла работать в лицей № 39, поняла, что нашла свое место.
Каждый новый класс – это не только первоклашки, которые глядят на учителя с опаской, а еще и родители, придирчиво оценивающие тебя и даже немного ревнующие. Ведь именно первый учитель становится вторым после мамы важным человеком.
– Вы знаете, в моей практике не было родителей, которые против меня, – говорит Наталья Николаевна. – Даже самого недовольного человека можно переубедить спокойным разговором и мягкой улыбкой, найти общий язык. Этому я учу и своих учеников – быть аккуратными и воспитанными, не терять свое лицо.
Еще не понимаю, как можно кричать на уроке. Не приемлю этого. Да, могу немного повысить голос, чтобы привлечь внимание к тому, о чем говорю. Но кричать – нет. Если ребятишки начинают баловаться, я замолкаю, отхожу к доске и жду. Они сразу понимают, что я ими недовольна, и наступает тишина.
Учеников Шкаровской на перемене сразу можно отличить: такие же сдержанно-элегантные, как их учительница. Что совсем неудивительно, ведь она их эталон. Они перенимают ее манеру говорить, вести себя, а девочки – еще и манеру одеваться.
Наталья Николаевна не просто педагог, который преподает по наработанной программе. Она новатор. Именно с ее подачи в Кизилюрте в начальной школе ввели уроки английского языка.
Огромную работу проводит и по очень трудной для педагогов теме – переход из четвертого класса в старшую школу. Как помочь ученикам пройти адаптационный период этого перехода? Еще в середине четвертого класса, когда детишки чувствуют себя комфортно «под крылом» любимой учительницы, она начинает знакомить ребят с педагогами, которые поведут их дальше по дороге знаний. И в начале пятого класса они уже не незнакомцы, да и первый учитель не переживает, в чьи руки попали ее птенцы.
Не могу не поинтересоваться, бывают ли у нее любимчики.
– Любимчики? – удивленно переспрашивает педагог. – В том понимании, которое вкладывается в это понятие, у меня их нет. Есть дети, к которым я отношусь по-особенному. Это ребята из сложных семей, им и дома непросто, а если еще и в школе будет неуютно, могут вообще сломаться. Им стараюсь уделить больше внимания.
Мы долго говорим с ней о современной системе обучения, о том, как она справляется с мамочками новой формации из разряда «яжмать!», о коллегах, семье. Время бежит незаметно. Ловлю себя на мысли, что меня заворожил этот спокойный, мягкий голос, чувство юмора, тепло, с которым она говорит о своих учениках и школе. Эх, жаль, мои дети уже выросли, а то обязательно отдала бы их в класс к Шкаровской. Ну, ничего, буду ждать внуков. Но и вы подождите, Наталья Николаевна, хорошо?