Воспитание – дело мужское

О своём учительском предназначении он рассуждает так: обучать науке точных чисел – дело необходимое, иначе невозможно существовать в «цифре», без которой теперь не представить и образовательный процесс. Востребованный предмет не просто тренирует мозг, но заставляет рационально мыслить категориями технологий современного мира.
Для педагога Тимура Саркарова (на снимке) школа – информационный полигон. И он не сомневается в старом как мир утверждении: кто владеет информацией, тот владеет миром. Но главное даже не в этом. А в том, что, по его мнению, педагогика больше мужская профессия, в которой всё должно быть предельно твёрдо и логически выверено в общении с учеником – на равных, но без фамильярностей.
С успехом пройдя состязания, Саркаров стал победителем финала городского этапа конкурса «Учитель года 2023». У него своя сложившаяся концепция не только обучения, но и воспитания. Он точно знает, что образовательная модель должна нести в себе воспитательные функции, о каком бы предмете ни шла речь. Но главное, чтобы в педагогической методике каждого учителя был заложен личностный характер, позволяющий доводить до ученика тему любой сложности, давая возможность поверить в себя. Нельзя делить ребят на отличников и тех, кто «не тянет» школьную дисциплину, убежден собеседник.
Тимур намерен представлять свой обобщенный педагогический опыт теперь уже на региональном этапе конкурса. И для него важно не говорить, а делать – не теоретизировать, а воплощать идею в конкретную проектную деятельность.
С чего же всё начиналось? Тимур улыбается, когда говорит, что с детства ему не сиделось на месте. Упертый, однажды он решил для себя, что всё, что попадает в поле его зрения, должно быть не просто освоено, а давать результаты. Окончил Институт финансов и права, факультет управления ДГПУ, Международную школу бизнеса, ДГУНХ, успев в то же время поработать в различных структурах: коллегии адвокатов, директором в городском центре при Комитете по спорту, туризму и делам молодежи администрации Махачкалы. А еще был помощником руководителя исполкома ДРО ВПП «Единая Россия», директором ГКУ «Перспектива» при республиканском Министерстве молодежи, работал в бизнес-структурах Москвы.
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
В 2023 году пройдут форумы и конференции, конкурсы и телешоу. В эфире телеканала «Россия» будут транслироваться новое шоу и одновременно финал федерального проекта «Классная тема!», организованного
по поручению Президента России Владимира Путина Министерством просвещения Российской Федерации и телеканалом «Россия1» при информационной поддержке компании VK.Ключевыми мероприятиями Года педагога и наставника станут Большая учительская неделя и Форум классных руководителей. В День учителя по всей стране пройдут церемонии награждения педагогов и праздничные концерты, главный из которых состоится в Государственном Кремлевском дворце.
– Я поставил перед собой цель: получить как можно больше знаний, разобраться в том, что мне ближе всего, чему мне хотелось бы посвятить себя, – рассказывает Тимур Нусретович. – Участвовал в различных всероссийских, республиканских конкурсах. Решив, что школа – тот самый центр, где смыкаются образовательный и воспитательный компоненты, и есть возможность изменить школьную среду, создал свою собственную «саркаровскую концепцию», – улыбается собеседник.
Что из этого вышло? Саркаров говорит, что сдружился со своими воспитанниками, сумел предложить учащимся школы
№ 42 (в которой некогда учился сам и считавшейся неблагополучной) тот самый выбор, что заставляет относиться строже к себе и своим поступкам.
– Пришёл работать в свою школу, чтобы понять, в чем плюсы и минусы ежедневной педагогической практики. И стало ясно, что школа нуждается в мужчине-педагоге. Речь шла не только о профориентации, но и о наставничестве. Но не формальном, а когда ты должен реально помогать. Чтобы подросток со сложной судьбой понял, что он не один, получив отцовский совет, почувствовав мужскую руку, к которой хочется прижаться щекой и всё-всё рассказать, – говорит молодой педагог.
Осознавал, что это большая ответственность, продолжает Тимур. И еще одну простую вещь: где бы ни работал, все равно вернется в школу. Он не только привил своим ученикам любовь к информатике, расшифровывая ее на понятном для них языке, сделав доступным сам предмет. Педагог выработал в детях настоящий интерес к виртуальным технологиям, открывая для них познавательный мир пространства без границ.
Не замыкаясь в рамках своего предмета, учитель создал на базе старших классов так называемый предпринимательский класс, где в свободное время проводились занятия. Так ученики получали навыки предпринимательской деятельности, что позволило ребятам победить в городском конкурсе «Бизнес-старт» и региональном «Терра 2.0».
Тогда же Тимур решил попробовать свои силы в конкурсе «Лидеры России», кадровом конкурсе «Мой Дагестан», победил в нём и получил предложение стать директором школы.
– Это была не самоцель, но желание доказать себе, что личностный фактор многое может изменить в современной школе, где ФГОСы не аксиома, не декларативная риторика, а живая форма взаимодействия. Это механизм, формирующий в подрастающем поколении патриотизм, заключающийся не только в высоких словах, а приближенный к простым вещам – отношению к родине как к матери и отцу, которых нельзя предать. И все эти ценности необходимо сохранять.
Всё это должно основываться на традициях, любви к малой родине, месту, где человек родился. Ведь именно отсюда, из родного уголка, тянутся истоки, начинается огромная страна, гражданином которой ты являешься. Здесь формируются ценности, заставляющие вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью, с прошлым своего края, убежден Саркаров.
Педагог мыслит категориями духовности, нравственности, всем тем, что должно лежать в основе психотипа современного россиянина, для которого история его страны связана с его будущим, желанием строить свою жизнь здесь и сейчас.
– Для меня два года директорства стали не просто испытанием, пришлось выстраивать систему доверия, – говорит он. – В школе учились 3500 ребят, и я считаю заслугой нашего педагогического коллектива, что за этот период не произошло ни одного происшествия, не было скандальных фактов, разного рода инцидентов.
С гордостью сообщает собеседник о том, что махачкалинская школа вошла в число лучших в России в 2020 году, в тройку лучших школ города, выросло число участников предметных олимпиад, конкурса «Шаг в будущее». Так ребята получают еще большую мотивацию к учебе. Тимур с гордостью вспоминает Героя России Нурмагомеда Гаджимагомедова, погибшего в зоне СВО, в свое время окончившего школу № 42 в Махачкале, названную теперь его именем. «Он является живой легендой для подрастающего поколения», – говорит учитель.
Спрашиваю, почему ушел с должности директора. Отвечает: «Нельзя застревать в одном и том же качестве». Сегодняшняя ипостась – вновь школа, теперь уже № 40 в Махачкале. Всё ещё растет в нем желание применить в учительской практике полученный профессиональный, жизненный опыт, приобретенный в самых различных структурах, в тех же знаменитых на весь мир Mail.ru, Yandex.
Он признаётся, что работа в Москве много дала ему. Открывались перспективы. Но тянуло в Дагестан. И тогда решил вернуться, заполненный под завязку самыми различными проектами.
Диву даешься энергетике учителя по состоянию души. Кажется, в нем, как в шкатулке с секретом, хранится всё, что он вынимает в нужный момент. Рассказывая об очередной миссии, важной, на его взгляд, признается, как много для него значат различные виды деятельности. Но о некоторых не любит распространяться.
«Добровольческая деятельность вообще любит тишину», – выводит он «эксклюзивную» формулу. Но я всё же выпытала, что, например, во время пандемии он помогал людям, привозил пожилым продукты. А сегодня в школе, где преподает обществознание, обучает ребят финансовой грамотности. Он такой. Все время пытается раскачать школу, чтобы отвечала требованиям сегодняшнего дня. Выявляет талантливых детей. И работает, работает…
Тимур вспоминает, как, побывав на «Машуке» (а были в его жизни и «Селигер», и многие другие молодежные форумы), видел, как ребята, послушав, как Безруков читал Есенина, заговорили о том, что актер сумел передать настроение поэта, задев их до глубины души. Вот и свой предмет он старается донести до учеников не в обезличенном формате, а облачившись в эдакого цифрового джигита, с помощью которого можно унестись далеко вперед, покоряя то, что казалось недостижимой мечтой.
Он заостряет внимание на очень важных вещах, говоря, что необходим идеологический вектор. И это крайне важно в условиях действия СВО, когда патриотизм приобретает особый психологический статус, не разделяя, а объединяя для победы в войне, в которой Украина – разменная монета Запада, бездумно теряющая молодое поколение, искалеченное идеями неонацизма. Педагог говорит и о том, что информационная война не менее важный участок фронта, где необходимо выигрывать, подавая ту объективную информацию, что невозможно опровергнуть.
А значит, надо браться за дело всем миром.
Статьи из «Образование»
ЕГЭ без страха

Проще – это лучше?

Тревожная реальность

Как учиться дома

Раньше тут был пустырь

Рывок в системе образования

И в этом вся физика…

От минералов до лазеров

Учиться на день меньше: плохо или хорошо?
