Купить PDF-версию
04:10 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:48 17.09.2022

Воспитание народной педагогикой

Шайдабег Мирзоев, завсектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ
45

Дагестанская народная педагогика – это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами, населяющими нашу многонациональную республику. За много веков своего существования народности Дагестана накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали великолепные обычаи, традиции, в которых аккумулирован созидательный творческий опыт масс, а также формы, методы и приёмы воспитания человека.

«Будь человеком!» — такое короткое, но весьма ёмкое требование выдвигают взрослые перед ребёнком, как только он начинает понимать. Под словом «человек» горцы подразумевают образцового носителя определённого кодекса морали и этики поведения в обществе.

Это представление человека гор о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом, народом. В народной педагогике существует целый комплекс правил добропорядочности человека, сформирован статус порядочной личности, семьи, рода, джамаата, народа. Игнорирование человеком хотя бы одного из этих правил влечёт за собой потерю уважения к нему как личности.

Слово «человек» у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий, как гуманность, порядочность, человечность. Этим самым народ заложил своего рода стержневую основу народной педагогики, гордое имя «человек» сделал ключом воспитательного процесса.

Очень удачно выразил методику такого воспитания народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: Горец клянётся: «Человеком родился – человеком умру!»; Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»; Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня»; Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй всё имущество, но не продавай и не теряй в себе человека»; Пожелание горцев: «Стань человеком!».

Как бы объединив важнейшие педагогические требования к человеку, народ назвал их «Законом гор». Закон требует человеческой верности Родине и народу, мужества и честности в борьбе и труде. «Пусть мать лучше умрёт, чем родит труса», «Храбрец умирает раз, а трус тысячи раз», «Лучше слепота, чем бесчестие», — гласят народные изречения.

Понятие «труд» у народов Дагестана связано с деятельностью земледельца, животновода, ремесленника. «Знания, полученные в детскую пору, — высеченное на камне изображение», — говорят дагестанцы. Поэтому начинают трудовое воспитание очень рано, примерно в 3 года. Именно в этом возрасте у детей проявляются первые трудовые стремления: одни, повторяя действия взрослых, стремятся подмести, вымыть посуду, накрыть стол, другие, желая смастерить задуманное, тянутся к отцовским инструментам: ножовке, молотку и т. д.

Заботливые горцы всегда поддерживают трудовые начинания детей (подсказывают приёмы умелого орудования веником, молотком, резцом; показывают образцы аккуратной уборки комнаты, мытья посуды; подбадривают действия поощрительными словами; наглядно демонстрируют красоту труда (готовят детям игрушки, свистульки, глиняные и тряпичные куклы); дают полюбоваться орудиями и принадлежностями собственного труда (чабанской ярлыгой, сумой, свирелью, буркой).

Значительное воздействие на сознание детей раннего возраста оказывает положительный энтузиазм родителей в личном труде, добрые их отношения друг к другу. В ответах на анкетный вопрос «За что ты любишь отца?» многие дети отмечают такие действия отца, как помощь матери по хозяйству, умение выполнять различные трудовые операции, вести беседы на волнующие детей темы.

Ежедневные образцовые примеры и поучительные наставления старших прививают детям уважение к труду и почтительное отношение к труженикам. Воспитанные малыши уже проявляют заботу об уставшем родителе: помогают ему умыться, снять рабочую одежду, расставить по местам орудия труда и т.п. Детей приучают ухаживать за собой и своей одеждой (одеваться, умываться); поддерживать порядок в доме, во дворе; ухаживать за малолетними детьми в семье (развлекать их, кормить, играть, укладывать спать; заготавливать дрова, кизяк, хворост, аккуратно складывать их; собирать полезные травы, фрукты; вязать, прясть шерсть, ткать.

В процессе становления и развития народная педагогика нашла весьма эффективные формы воспитания детей в обслуживающем труде, оказании взаимопомощи. Народная взаимопомощь характеризуется тем, что, включаясь в неё    , люди сознательно стремятся к добру, оказывают срочную безвозмездную помощь, моральную и материальную поддержку. Есть у народа средства, формы и методы морального стимулирования детского труда. Так во время прополки детям рассказывают о разновидностях съедобных и целебных трав, методах их сбора и применения, показывают места произрастания щавеля, козлобородника, черешни, земляники, ежевики.

В народной педагогике создан глубоко осмысленный педагогический канал передачи детям примерных трудовых навыков. Например, когда отец плетёт корзину, ребёнок подаёт прутья и учится секрету плетения; когда отец вьёт верёвку, канат, ребёнок держит противоположный конец верёвки; когда мать выпекает хлеб, дочь подкладывает хворост. Всё это исключает появление у детей признаков лени, вырабатывает навыки хозяйственной и общественно-полезной деятельности.

Особого внимания заслуживает развитие в детях чувства уважения к продуктам труда, главным образом к хлебу. Мудрецы говорят, что есть три главные ценности: хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силён; женщина, чтобы не обрывалась нить жизни; книга, чтобы сохранилась связь времён.

Воспитание бережного и уважительного отношения к хлебу предусмотрено с раннего детства: малышу внушают, что нельзя есть на ходу или стоя, что есть нужно только сидя, нельзя играть с хлебом в руках. Детей постарше учат правильно резать хлеб, бережно класть его на стол, заворачивать в скатерть, держать всегда вверх «лицом», «Хлеб – это добро (баракат) и к нему следует относиться бережно», — напоминают взрослые.

Большая роль отводится в народной педагогике профессиональной ориентации детей на местные промыслы. Народные школы воспитания мастеров-умельцев: кубачинских, гоцатлинских златокузнецов, унцукульских инкрустаторов по дереву, испикских керамистков, балхарских гончаров, лезгинских и табасаранских ковровщиц, рахатинских и андийских бурочников, лакских сапожников, кузнецов, часовщиков, лудильщиков, плотников, цунтинских, цумадинских, агульских мастериц по вязанию носков, свитеров, сумок – являются образцовой формой профессионального становления и совершенствования личности.

Трудовое и физическое совершенство – это то, чем объяснялось преимущество дагестанцев в трудовых и боевых действиях. От степени физической подготовленности, от умения разумно использовать физические качества организма во многом зависело существование горца. Во время охоты, в бою и отчасти в труде плохое физическое развитие таило в себе угрозу смерти. Осознание этого привело горцев к постоянному совершенствованию: силы, выносливости, подвижности, ловкости, смелости.

Рассказы о физически выносливых, стойких и сильных народных заступниках из чисто педагогических побуждений передаются из поколения в поколение, их ставят в пример воспитания «труженика и воина, способного выдержать любые испытания боевой жизни, презирающего малодушие, слабость и трусость». В горах ни стар ни млад, не хотят показать слабость, трусость, бессилие, беспомощность.

Детей с малых лет принято включать в посильный труд, игры, национальную борьбу, обучать бороться с ровесниками, лазить по горам и многому другому, так как горцы ценят в человеке хорошую осанку, подвижность, изящество и благородство движений.

Народная педагогика признаёт только физические качества, направленные на пользу общества, оказание помощи соседям, попавшим в беду, престарелым, защита менее слабых, чести стариков, женщин, семьи.

Краеугольным камнем всей системы народного воспитания является нравственное воспитание. Мудрецы говорят: «Учёным стать проще, быть человеком гораздо труднее». Любая деятельность человека, любое проявление его интеллектуальных и физических качеств расцениваются в народе таким нравственным понятием, как честь, совесть, достоинство, заветы дедов, доблесть, благородство.

Цель и задачи нравственного воспитания заключается в формировании у детей необходимых моральных качеств: гуманизма, честности и правдивости, скромности, справедливости, трудолюбия, коллективизма, мужества, стойкости, преданности народу и Родине.

Народная педагогика Дагестана сконцентрировала в себе ценнейший опыт формирования у подрастающих поколений патриотических чувств, знаний и навыков. Степень патриотического становления личности определяется тем, как человек в соответствии с общественными требованиями к его возрасту традиционно правильно строит свои отношения с матерью, семьёй, родственниками, соседями, джамаатом.

Народ приметил, что искренние патриотические чувства человека зависят прежде всего от того, насколько всесторонне человек сознаёт сам себя, ценит своё человеческое достоинство, своё место в обществе. Отсюда приоритет самооценки человека. «Кто себе не полезен и для другого бесполезен», «Кто себя не знает, не знает и своего отца», «Кто себе мост не строит, народу мечеть не построит» (авар.).

Не менее значимо в народной педагогике отношение человека к матери. Не случайно народ считает мать началом всех начал. («Мать выше всех», «Всю жизнь день и ночь трудись – труд матери не возместишь» — дарг., «Чтобы сын оплатил матери своё рождение, он должен семь раз отнести её на своих плечах в Мекку и обратно» – общедаг.) Неспроста понятие Родины сливается с именем матери в единое целое («Кто не любит родную мать, тот не любит и Родину», «От неуважения матери до предательства – один шаг»).

Весьма важное значение имеет в народе отношение человека к родному аулу и его джамаату. Осознав свою причастность к конкретному обществу аула – джамаату, человек крепче привязывается ко всему родному народу.

Народные игры – это отражение действительной жизни наших отцов, дедов, прадедов, это особый вид исторически сложившейся педагогической деятельности. Различные исторические, социально-экономические и географические условия жизни и деятельности плюс глубокое осознание роли игры в практике формирования личности человека, привели к тому, что у каждого народа возникли свои сугубо национальные игры и игрушки. Так, например, в Южном Дагестане, где много ореховых деревьев, лезгины создали такие игрушки, как «Гъар – гъар» (Ореховая трещётка), «Къархъу – писпи» (Ореховая свистулька).

Обилие природных камней позволило придумать игры, связанные с камнем: «Къванерхкажун» (Толкание камня, метание камня), «Къвани – къван» (Камешки).

В воспитании человека важное место принадлежит музыке, она сопровождает его всю жизнь от самого рождения до смерти. С молоком матери впитывает ребёнок нежные колыбельные песни. Музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нём благородство, гуманность, влиять на отношение человека к миру, людям, труду. Не случайно народная мудрость гласит: «Человек, который поёт, танцует или играет, не совершит зла». Особое значение имеют народные песни. Их педагогическая направленность заключается в том, что они прививают воспитуемым необходимые чувства.

В условиях нашей многонациональной республики исторический опыт народной педагогики более 33 коренных народов Дагестана требует пристального внимания при воспитании и обучении детей. Максимальный учёт местных условий, национальной специфики воспитания предполагает возрождение народных форм и методов морально-этического, физического и эстетического формирования личности. Всё это обязывает использовать в воспитании детей народных колыбельных песен, потешек, пестушек, детских игр, сказок, знакомящих с основами национальной этики, морали, с оценкой поведения человека-труженика, человека–друга, человека-патриота и защитника Родины.

В современных условиях пристального внимания к историко-педагогической и национально-патриотической культуре народов нашей многонациональной Родины, веками апробированный потенциал народной педагогики, её воспитательные мелодии и песни, народные игры, трудовые традиции – словом, всё прогрессивное, извечно присущее народам нашей многонациональной республики, должны стать привычной естественной средой привития детям чувства любви к родному народу, его духовной и материальной культуре. Только так можно воспитывать настоящих граждан – патриотов нашей малой родины Дагестана и Отечества – России.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

64
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

27
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...