Воспитать гражданина
Модернизация образования, престиж профессии, роль учителя в воспитании гражданственности и патриотизма у современной молодежи… Эти и другие вопросы сегодня не только на слуху, много спорят о терминах.
К примеру, что стоит за термином «модернизация», в чем ее отличие от реформы, совершенствования и прочих синонимов? На мой взгляд, основное различие в терминологии заключается в том, что реформа – это преобразование, переустройство, а модернизация – привнесение всего самого нового и прогрессивного для достижения высокого качества российского образования, которое должно соответствовать запросам современной жизни страны и обеспечить её конкурентоспособность на международном уровне.
Вообще термин «модернизация» означает, что мы признаем собственное несовершенство и, как сказал замечательный психолог Альфред Адлер, свой комплекс неполноценности, осознаем свои дефекты – культурные, экономические, социальные, стремимся от них избавиться, и это понимание становится двигателем развития.
Население устало от реформ 90-х годов и ждет ясных и эффективных мер по обеспечению стабильности со стороны государства, в том числе и в области образования. Недавно утверждена структура российского правительства, появились два министерства – просвещения и высшей школы и науки. Думаю, что резон в этом есть. Логика разделения такого монстра, как министерство образования и науки, в том, чтобы достичь эффективности в системе общего и высшего образования и результативности научных изысканий. Государство понимает, что ориентация только на сырьевой сектор не сможет обеспечить конкурентоспособность страны. На дворе XXI век, и, если мы не будем производить наукоемкую продукцию с применением самых современных технологий, наша страна никогда не сможет догнать развитые страны.
Именно производство знаний и высоких технологий служит сегодня основным источником роста экономики в наиболее передовых государствах, для которых характерно информационное общество, общество знаний. Процесс развития такой экономики направлен на повышение качества человеческого капитала, внедрение инноваций и производство высококачественных услуг.
Нередко задаются вопросом: образование – это сфера услуг? Мне лично больше нравится термин «социальная сфера». Образовательное учреждение не только должно дать определенные знания и навыки молодому человеку, но и призвано формировать «человеческий потенциал», являясь по сути дела духовным и социальным институтом.
И еще вопрос: должны ли быть присущи образовательной системе понятия, свойственные рыночной экономике и гражданскому обществу? Думаю, что да. Образовательная сфера относится к социальному институту гражданского общества, поэтому конкурентность, инициативность, самоуправление, выбор, ответственность – все это в комплексе только способствует укреплению наших позиций в мировом образовательном пространстве.
Конкурентность была и в советское время, взять хотя бы то же социалистическое соревнование. Правда, работодатель был всего один – государство. А сегодня, когда наравне с государственными набирают силу и негосударственные образовательные учреждения, правила игры ужесточаются. Особенно это касается предоставления платных образовательных услуг. Здесь в полной мере начинают действовать рыночные законы, по которым, как мы знаем, выигрывают сильнейшие и наиболее подготовленные образовательные организации.
Мы стали часто употреблять и такое словосочетание, как инновационное образование, все новое, что внедряется в образование для повышения его качества. К примеру, широко внедряется дистанционное образование. Логика противников этого метода заключается в таком тезисе: «Мы не видим того, кто на той стороне выполняет задачи…». Но если мы не будем давать знания тем, кто не может поехать в Махачкалу или в Москву для получения знаний, то мы просто обделяем их. Разве плохо, когда маститый профессор из Москвы сможет с помощью информационных технологий дойти до самого отдаленного дагестанского села?
Перегибы есть везде. Но за этими инновациями – будущее. Это облегчает человеку процесс получения знаний. Это, если хотите, элемент гражданского общества. Инновационные учреждения, на мой взгляд, могли бы более эффективно выполнять образовательные функции, которые раньше были прерогативой только государственных учреждений. Таким структурам не нужен громоздкий бюрократический аппарат.
Но при всем этом нельзя забывать и о гуманистическом характере образования. Это прежде всего приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Нельзя за формалистическим подходом к образованию забывать об этих важных составляющих образовательного процесса.
Да, к сожалению, роль учителя сегодня снижена, профессия катастрофически теряет престижность. У учителей нет времени для самосовершенствования, потому что надо искать иные источники для материального обеспечения своих семей.
У нас в Дагестане нехватка сельских учителей, выпускники вузов не видят там перспективы. На встречах с учителями я спрашиваю, как же они выживают. Один откровенно ответил: «Выручают приусадебные участки». И, несмотря на трудности, учителя честно делают свое дело, служат главному своему предназначению – образовывать и воспитывать молодое поколение.
Роль учителя еще и в том, чтобы сделать своих учеников свободными людьми, приучить их действовать везде с точки зрения добра, предвидеть последствия тех или иных событий, активно влиять на них, понимая, что за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями стоят интересы тех или иных сообществ и политических сил. Важным подспорьем такой социализации служит изучение курса отечественной истории, где примеров для обсуждения достаточно.
И еще. Мы должны продолжить формирование исторического сознания у молодого поколения, основанного на патриотических традициях, используя возможности всех социальных институтов общества. Необходимо развивать потенциал школьных историко-краеведческих музеев, общественных объединений детей и взрослых как важный ресурс гражданско-патриотического воспитания, расширения контактов с органами власти, институтами гражданского общества.