X
09:01 15.07.2008

Воспитывается с детства

Очень внимательно прочитал Послание Президента Муху Алиева Народному Собранию. Наибольший интерес как представителя интеллигенции вызвала та часть документа, где говорится о духовно-нравственном потенциале дагестанского общества.

Как педагог, всю свою жизнь работающий с детьми, знаю, что общество начинается именно с заботы о детях, о подрастающем поколении. Что мы видим сегодня? Родители озабочены материальными проблемами. Их худо-бедно, но решают. А вот о духовном, нравственном забывают или не придают значения.

Человек рождается пустым сосудом, и очень важно, чем этот сосуд будет наполнен. Наверное, не нужно доказывать, что на формирование личности человека может повлиять литература. Кем бы мы были сейчас, если бы не прочитали в жизни ни одной книги? Все, что мы читаем, особенно в детстве, влияет на нас. Именно тогда закладываются основополагающие принципы, ребенок получает основные поведенческие установки. Здесь, как нигде, подтверждается справедливость пословицы «что посеешь — то и пожнешь».

О пользе чтения спорить не приходится. Начинать надо со сказок и фантастики. Они развивают воображение. И делать это надо с раннего детства, потому что позже может быть поздно.
Но кто сейчас пишет для детей? Где доступные детские книги? Образовался вакуум. Чтобы исправить положение, требуется связать порванную нить здорового литературного процесса.

На мой взгляд, усадить детских авторов за письменные столы может и должно государство. Для этого не понадобятся большие вложения. Ведь книга – тоже товар, а значит, деньги будут возвращаться в казну, и даже с прибылью. Нужна лишь добрая воля людей, облеченных властью, которые понимают, насколько это важно. Такая целенаправленная политика помогла бы решить и проблему с детскими библиотеками. Не верьте, когда говорят, что их не посещают. Два-три раза в год меня просят выступить перед детьми. В библиотеках приходится общаться не только с юными читателями, но и с библиотекарями – настоящими подвижниками.

Я вижу три пути, которые помогли бы выйти из ситуации «вакуума». Первый – размещение государственных заказов в частных издательствах на взаимовыгодных условиях с последующей реализацией книг через те же коммерческие книготорговые организации. Система льгот в виде снижения налога на этот заказ для издательств позволит сделать детскую книгу более дешевой. А значит, эти книги смогут покупать как библиотеки, так и люди со скромным достатком.

Второй – создание государственных издательств на коммерческой основе, т.е. самопокупаемости. Большие тиражи позволили бы максимально снизить себестоимость книги. Брать не количеством названий, а тиражами.

Третий – использовать уже существующие издательства.

Уверен, есть еще немало способов помочь детской литературе, по сути – нашим детям, которые прекрасно знают, кто такой Конан–варвар, но никогда не слышали о Витязе в тигровой шкуре. Читают истории о Гарри Потере и приучаются к мысли, что все – самое необычное, лучшее происходит не рядом, не в родном ауле или городе, а где-то там, за тридевять земель в далеком английском королевстве. И что есть еще одна очень важная функция детской литературы, о которой в пылу реформирования государства забыли. Здоровый патриотизм – штука дорогая, ювелирной работы, но необходимая. И так же, как духовность, он воспитывается с детства.
 

Статьи из «Образование»

Раньше тут был пустырь

8
В одной из работ художника Юсуфа Моллаева мы можем увидеть фасад здания 13-й школы (на снимке)...

Рывок в системе образования

6
Некоторые источники утверждают, что известное выражение «войны выигрывают не генералы, а...

И в этом вся физика…

115
Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института физики им. Х. И. Амирханова...

От минералов до лазеров

8
Российские учёные сегодня развивают перспективные направления в науке, разрабатывают инновационные технологии, помогая тем самым людям по всему миру. Среди...

ЕГЭ: казнить нельзя. Как и помиловать

16
Запущенный в 2009 году в нашей стране единый...

Учиться на день меньше: плохо или хорошо?

13
Давайте проведём опрос на улицах города: хотите ли вы четырехдневную рабочую неделю? Как думаете, что скажут люди? А...

По стопам папы и мамы

231
Стоит ли студенту совмещать учебу с работой? Как найти компромисс и в погоне за деньгами не...

Что ждёт мир, Амир?

272
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...

ЕГЭ: быть или не быть?

29
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

39
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

18
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...