X
10:16 25.01.2022

Востребованность народной педагогики

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2022 №12
43

Общество наше сегодня, как никогда, испытывает духовное голодание, оно упорно и беспрестанно запрашивает общечеловеческие ценности, видит в них и только в них единственно верную, исторически оправданную надежную опору духовно-нравственного оздоровления и благополучия человека во всем его природно-географическом, национально-региональном и всероссийском масштабе.

Историческое беспамятство, потеря чувства традиции, ответственности за сохранение и развитие культурного наследия оборачиваются, как показывает жизнь, неисчислимыми бедами.

Осознание меняющегося состояния общества побудило руководство страны внести существенные поправки в Конституцию РФ (ст. 67.1), где отмечается, что «…Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим». Президент России В. В. Путин рекомендовал законопроект о воспитательной составляющей образования (принят Государственной Думой), где «предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обуч­ающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Практически трудно найти сегодня здравомыслящего человека, кто не призывает к безотлагательному возрождению, сохранению и достойной оценке исторического наследия, материальной и духовной культуры, самобытных прогрессивных традиций, обычаев родного и всех дагестанских народов. Все это, конечно, радует. Есть еще надежда к возрождению народной культуры, к сохранению родных языков, исконных ценностей, присущих нашим отцам и дедам. Есть еще опора, способная быть ориентиром духовности.

Однако в то же время очевидно, что многие смутно представляют себе как национально специфические, так и общечеловеческие ценности, не испытывают к ним необходимых позитивных чувств и, как следствие, не в состоянии использовать их в своей интеллектуальной, трудовой, общественной, научной, педагогической деятельности и т. д.

Культура народов Дагестана уникальна. Она у нас, как и у многих народов страны и мира, имеет различные аспекты и многогранна: интеллектуальная культура, нравственная, правовая, эстетическая, художественная, физическая, экономическая, экологическая…

Простейший пример. Всеми признается такая общечеловеческая ценность, как уважение. Но лишь немногим удается его применять в жизни: уважать словом, добрым и бережливым отношением к людям, ценностям духовной и материальной культуры. Ощущается острая нехватка чувств, тактичного поведения. Как следствие всего этого, в обществе появляются брошенные дети, старики, участившиеся в последние годы разводы, постоянные эксцессы в общении с родными, близкими, в учебных заведениях, на производстве и т. д. Оказывается, нужна незамедлительная целенаправленная подготовка детей к уважению и почитанию близких в семье, учителей и учащихся в школе, всех окружающих людей.

Чтобы восстановить и вернуть в обиход общечеловеческие ценности, многообразие национальной и общенародной культуры, восстановить функции народных традиций и обычаев, нужно серьезно работать всем, кому небезразлична дальнейшая судьба своих детей, родных и близких, своего народа, республики, государства. Необходима глубоко продуманная, тщательно и всесторонне взвешенная программа по оживлению, осмыслению и повсеместному внедрению конкретных аспектов народной культуры межличностного, половозрастного, межнационального общения.

Культура народов Дагестана уникальна. Она у нас, как и у многих народов страны и мира, имеет различные аспекты и многогранна: интеллектуальная культура, нравственная, правовая, эстетическая, художественная, физическая, экономическая, экологическая
и т. д. Не берусь судить о том, кому в какой области культуры и как целесообразно решать назревшие проблемы. Попытаюсь лишь высказать некоторые соображения относительно педагогической культуры народов Дагестана – неотъемлемой и, на наш взгляд, самой важнейшей части культурного наследия дагестанцев.

Мне представляется, что педагогическая культура не только стимулировала, веками регулировала становление и развитие всей национальной культуры, но и выполняла свою естественную функцию – формировала конкретное национальное сознание, чувства и поведение подрастающего поколения, создавала психологию образцовой личности, семьи, общества (джамаата) и всего народа. В своем развитии народная педагогика по крупицам собирала прогрессивные идеи, вырабатывала взгляды, средства, формы и методы побуждения у человека гуманного отношения к людям, растительному и животному миру, к обществу. Она создавала педагогическую память народа, подкрепляя ее надежным регулятором – здоровым общественным мнением.

Без осмысления богатого наследия народной педагогики нельзя представить совершенного гражданина, а тем более родителя, воспитателя, учителя. Между тем многолетние наблюдения над воспитательной деятельностью показывают, что наши педагогические кадры в своем подавляющем большинстве не имеют даже мало-мальских знаний, умений и навыков по народной педагогике. Более того, мы годами недооценивали традиционный опыт умудренных жизнью старожилов, благополучных многодетных семей, джамаатов, пытались навязывать народу все новые и новые, не подкрепленные практикой, не приспособленные к местным условиям и национальной психологии рекомендации. Как следствие этого повсеместно падал престиж учителей и воспитателей.

В этой годами, десятилетиями ощущаемой печальной ситуации как искра надежды прозвучали слова одного из бывших министров образования Дагестана в газете «Учитель Дагестана»: «Мы хотим вернуться к народной педагогике и вернуть ее нашему обществу как ту редкостную траву, что растет высоко в горах и может исцелить человека от многих
болезней».

Условия, в которых нынче министерство предпринимает попытку обеспечить должное воспитание учащихся республики, действительно, нелегкие. Настоящих знатоков воспитания, да и народной педагогики в аулах Дагестане остались единицы. Несмотря на свой преклонный возраст, думаю, они еще ждут своих слушателей, добрых ценителей, собирателей и распространителей мудрых заповедей народной педагогики. Советы старожилов в селе, кабинеты и кружки народной педагогики в школах могли бы стать добрым началом большой работы.

Возрождение народной педагогической культуры трудно представить без глубокого осмысления и использования на практике трудов дагестанских историков, археологов, этнографов, фольклористов и, конечно же, педагогов. Мудрейшую методику обучения и воспитания, сконцентрированную в дагестанской народной педагогике, в определенной степени можно познать из трудов дагестанских ученых А. Алиева, Б. Алиевой, М. Асельдерова, М. Дибирова, Б. Шейховой, С. Омарова, Т. Саидова, З. Якубова и других. Автор данных строк также подготовил и преподнес в свое время читателям работы по народной
педагогике.

Наличие в республике исследователей народной педагогики, на мой взгляд, позволяет Министерству науки и образования РД рационально использовать их потенциальные возможности, координировать и направлять их научные силы в возрождение педагогического наследия всех без исключения народов Дагестана. Мне представляется, что таким координирующим педагогическим центром мог бы стать сектор этнической культуры, педагогики и психологии народов Дагестана при Дагестанском НИИ педагогики имени А. А. Тахо-Годи. Такие центры функционируют в отдельных регионах страны и успешно возвращают семье, национальным школам и вузам опыт народной педагогической культуры. Создание такого центра как нельзя лучше отвечает коренным интересам народов Дагестана, ожидающим от ученых не столько теоретического освещения народной педагогики, сколько конкретных практических рекомендаций.

Сектор мог бы сконцентрировать вокруг себя настоящих знатоков-практиков народной педагогики, создать поисковые, исследовательские и авторские группы, определить ближайшие и перспективные темы, составить развернутую, всесторонне продуманную карту-проспект возрождения целостной системы народного воспитания и образования. Сектор мог бы решить и такие неотложные задачи, как подготовка учебников по культуре, литературе и истории родного края, создание учебно-методических пособий по этнической культуре, педагогике и психологии, разработка факультативов, спецкурсов, спецсеминаров, просвещение родителей, учителей, населения и многое другое.

В перспективе на базе сектора можно открыть лабораторию, где бы апробировались народные традиции, обычаи, проводились открытые воспитательные сценарии, накапливались передовой опыт, средства, формы и приемы воспитания. В будущем все это могло бы стать благоприятной основой для создания музея народной педагогики Дагестана.

Народ изрядно устал от истории в цифрах и хронологии, ему нужна живая история духовного становления и развития конкретных личностей, семей, родов и народов. Ему нужны не сиюминутные показатели количественного роста и эпизодической работы учреждений культуры, а самобытная культура как единое целое, ощутимое и сознанием, и слухом, и зрением.

Без возрождения народной педагогической культуры не может быть полного народного образования, духовного становления, социально-экономического, идейно-политического обновления республики и страны. Народная педагогическая культура – веками испытанная тропа к сохранению и развитию нравственного потенциала людей.

Статьи из «Образование»

Что ждёт мир, Амир?

219
Прогресс, как известно, невозможен без изобретений, причем это отнюдь не прерогатива...

ЕГЭ: быть или не быть?

24
Относительно недавно пронеслась новость о возможной отмене ЕГЭ, вернее о том, что такая вероятность рассматривается в Госдуме. И хотя Правительство России не...

Новая философия воспитания

26
Воспитание и просвещение школьников в России не должны осуществляться формально и шаблонно....

Традиции и инновации

14
Современная система образования сталкивается с множеством вызовов, связанных с...

Наука создаёт условия для прогресса

24
На федеральной территории «Сириус» 27–29 ноября...

Комитету по делам молодёжи ДГУ – 25!

9
В этом году исполняется 25 лет со дня основания...

Духовный феномен

43
Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более актуальную проблему, чем возрождение...

Наука в помощь

27
Тема «Современные тренды и приоритеты устойчивого развития регионов» на прошлой неделе...

«Форт Боярд» взят!

79
Первые каникулы в этом учебном году пролетели незаметно. Обидно, конечно. Многое ли можно...

Нравственная опора для общества

116
Не так давно состоялся X Санкт-Петербургский Международный...

Требуются «синие воротнички»

17
Система среднего профессионального образования (СПО) в республике долгое время находилась,...